Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер,
возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др. Так, партнёр по общению может не принять критическое замечание, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере, или дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого. Коммуникатору необходимо тонко чувствовать состояние своих реципиентов, улавливать оттенки возникающей ситуации общения, с тем чтобы привести в соответствие с ней стиль своего сообщения.
Наконец, можно говорить о существовании логического барье
ра
непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства. В психологическом плане можно говорить о существовании множества логик и логических систем доказательств. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали. Можно говорить о существовании "женской" и "мужской" психологической логики, о "детской" логике и т. д. От психологических пристрастий реципиента зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтёт её не убедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытой проблемой.
Как уже отмечалось выше, причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия
между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью (например, знаменитое "яйца курицу не учат").
Барьеры общения
- это уже чисто психологический феномен, возникающий в ходе общения коммуникатора и реципиента. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.
Другим субъективным фактором общения является восприятие общающимися друг друга.
Это не только субъективная предпосылка, но и необходимый этап любого процесса общения.
Кстати, у многих народов в традиционных формах общения этот аспект проявляется в объятиях, рукопожатиях, в общих вопросах о состоянии здоровья и др.
От того, как произойдет восприятие, во многом зависит «взаимозаражение» общающихся самой ситуацией межличностного взаимодействия.
Избегайте ошибочных ситуаций:
— эффекта торопливости;
— ошибочного восприятия партнера по общению, связанного с неверной интерпретацией его психического состояния.
Особый субъективный компонент общения – настроение.
Это своеобразный психологический фон, на kqxq'pom протекает общение. Мы часто говорим: «Я не в настроении », « У меня плохое настроение ». Чего греха таить, иногда сбои в настроении, раздражение, неумение управлять собой мешают нам в организации плодотворного процесса общения. Попытайтесь ответить на вопросы
1. Вы всегда спокойны и выдержанны?
2. Ваше настроение, как правило, мажорное?
3. В ходе рабочего дня вы всегда внимательны и сосредоточенны?
4. Вы умеете управлять своими эмоциями?
5. Вы всегда внимательны и доброжелательны?
6. Вы легко осваиваете новые виды и формы работы?
7. У вас нет вредных привычек, от которых хотелось бы избавиться?
8. Вам не приходилось жалеть, что в какой-то ситуации вы вели себя нелучшим образом?
Если вы положительно ответите на вопросы, значит вы умеете управлять собой и собственным психическим состоянием (при условии, что у вас не завышена самооценка).
Помните, что управление настроением в общении обеспечивает и общенравственный микроклимат человеческого взаимодействия. А если оно помножено на высокую нравственную культуру человека, то общение с ним становится приятным. Это о таких людях А. П. Чехов писал, что они «прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних . они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза . они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают Они не суетны .»
Другое по теме:
Характеристика основных теорий мотивации в отечественной и зарубежной
психологии
Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители древности — Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о «нужде как учительнице жизни». Демокрит, н ...
Принципы отбора и расстановки персонала в
зарубежных странах
Исходный этап в процессе управления персоналом – процесс набора и отбора кадров.
Рис.2
Из рисунка 2 видно как производится набор и отбор кадров. От того, как проведен набор, и какие люди отобраны для вашей работы в вашей организации, ...
Различные концептуальные подходы к освещению проблемы.
Личностные особенности подросткового возраста изучали многие зарубежные и русские психологи. На данную проблему существует множество точек зрения, рассмотрим лишь некоторые:
Е. Доуан Для среднего подростка совершенно не характерны ни
Д ...
Меню сайта