Таков психологический механизм формирования аттракции с помощью приема «Имя собственное».
Может ли преподаватель использовать этот прием при перестройке профессиональных установок слушателей, т.е. при убеждающем воздействии? Нет. Если аудитория у преподавателя пятьдесят и более слушателей, а выступает он перед ними первый раз, то он может узнать и запомнить имя одного, самого активного слушателя.
Если преподаватель работает постоянно с группой 20-30 слушателей, то у него есть возможность применить этот прием для расположения к себе того из слушателей, который постоянно оспаривает практически любые положения преподавателя. Он может запомнить имена, отчества (не фамилии) и других слушателей, с которыми он часто вступает в диалог. Расположить их к себе - значит создать положительную установку на себя большинства членов этой учебной группы.
Прием «ЗЕРКАЛО ОТНОШЕНИЙ».
По аналогии с первым приемом начнем с феноменологического описания:
- встречаясь с приятным человеком, мы чаще улыбаемся друг другу. Почему?
- Нам не хочется улыбаться тому партнеру по общению, у которого обращенное к нам злое выражение лица. Почему?
- Мы далеко не всегда осознаем, что изображено на нашем лице. Что это означает?
- При прочих равных условиях мы скорее попросим совета у того, кто нас всегда приветствует мягкой, доброй улыбкой, чем у того, кто имеет всегда лицо сфинкса. Почему мы чаще поступаем именно так?
- При прочих равных условиях нам приятнее иметь дело с человеком, на лице которого доброе и приветливое выражение, появляющееся всегда при встрече с нами, чем с человеком, у которого постоянно брезгливое выражение лица. Почему?
Почему выражение нашего партнера при прочих равных условиях формирует наше позитивное или негативное отношение к человеку?
Ответ на этот вопрос заключается в психологическом механизме связывающем выражение лица с отношением к этому лицу (личности), в понимании выражения «Лицо - это зеркало души».
Суть этого механизма:
1) люди, как правило, не контролируют выражение своего лица при общении (особенно заметно это при групповом общении). Одни лица ОТРАЖАЮТ простое внимание, другие - расположенность, симпатию к преподавателю, третьи - безучастность, четвертые - иронию, пятые - возможно, явную неприязнь. При этом ни один из них об этом не думает, т.е. не осознает выражение своего лица;
2) отсюда установка большинства людей: если люди не контролируют выражение лица, значит, лицо отражает отношение человека в данный момент к данному собеседнику;
3) отсюда, если на лице при каждом обращении к нам всегда приветливая добрая улыбка, то вероятнее всего этот человек таким образом показывает нам свое расположение, свое положительное отношение;
4) отсюда, если человек относится к нам положительно - это означает его дружелюбный, дружеский настрой. Друг - это лицо, повышающее нашу безопасность, т.е. удовлетворяющее одну из важнейших (хотя и не всегда осознаваемых) потребностей - потребность в безопасности.
5) удовлетворение потребности всегда вызывает ощущение приятного;
6) человек, вызывающий у вас чувство приятного, притягивает к себе в большей степени, чем тот, который подобные чувства у вас не вызывает. Подобное притяжение и есть аттракция.
Таков механизм формирования аттракции с помощью приема «Зеркало отношений».
Перенесем сказанное в ситуацию педагогического воздействия.
Слушатели, как и все люди, полагают, что большинство людей не контролируют выражение своего лица.
Следовательно, если они видят на лице преподавателя доброе, приятное выражение, легкую улыбку, адресованную им при обращении в ходе диалога то, исходя из предыдущего диалога, они полагают, что это лицо отражает настрой преподавателя по отношению к слушателям, его положительное к ним отношение, дружелюбие.
Возникновение этого ощущения снимает у слушателей некоторую отчужденность, оппозиционный настрой к незнакомому преподавателю, т.е. устраняет один из психологических барьеров на пути приятия его позиции, его идеальных установок.
Прием «ЗОЛОТЫЕ СЛОВА».
Этот прием во всех отношениях аналогичен приему «Зеркало отношений». Различие между ними в языке: «Зеркало отношений» - это прием невербального воздействия, а «золотые слова» - прием вербального воздействия.
К «золотым словам» относятся такие слова, которые представляют небольшое преувеличение каких-либо положительных сторон человека. Но, в отличие от комплимента, эти слова говорятся как бы попутно, мимоходом, без концентрирования внимания адресата на этих словах.
Таким образом, по содержанию «золотые слова» и «комплимент» идентичны, различие - в технике предъявления их партнеру.
Другое по теме:
Речевое и эмоциональное общение
Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культ ...
Заключение.
Личность - это сознательный индивид (Б.Г. Ананьев) в единстве его индивидуальных особенностей и выполняемых им социальных ролей.
С позиций системного подхода деятельность и поведение личности рассматривается как динамическая функциональн ...
Возрастные закономерности развития сенсорики
Необходимым условием психического развития ребенка является созревание организма ребенка, его нервной системы (Ватажина Л.А.,Зелингер И.И и др.).
Для развития восприятия особо важное значение имеет созревание анализаторов (прежде всего ...
Меню сайта