Понятие и функции общения.

Страница 7

Нельзя забывать о том, что все функции человеческо­го общения:

- информационно-коммуникативная,

- органи­зация межличностных взаимоотношений,

- познание дру­гого человека,

- взаимовлияние,

- эстетическая — выступа­ют в единстве. И если в процессе общения с другими людь­ми исключаются какие-либо его составляющие, то немед­ленно происходят «сбои» во всем механизме общения.

3.

Давайте попытаемся проанализировать и так назы­ваемые субъективные предпосылки общения

, которые активно работают в любой ситуации человеческого взаи­модействия.

Как правило, к ним психологи относят:

· уста­новки

· восприятие

· настроение

· взаимопонимание.

Установка –

готовность к определенной активности, зависящая от наличия потребности и объективной ситуации ее удовлетворения. Установка как своеоб­разный психологический прожектор, она освещает всю периферию нашего общения. B ней проявляются сила, степень потребности общения с тем или иным человеком, реальные возможности удовлетворения потребности об­щения, выражается степень готовности к нему. Многие сейчас знают о своеобразной службе доверия, созданной психологами. Именно здесь наиболее ярко проявляется потребность человека в общении с другими, стремление, как говорится, отвести душу.

Установка должна носить творческий характер. В чем он заключается.

Во-первых, в немедленной реакции на необходимость контакта с дру­гим человеком.

Во-вторых, во внутренней готовности к разнообразным «поворотам» предстоящего общения.

В-третьих, в способности творчески осмыслить и интерпретировать личность другого человека.

В-четвертых, в уме­нии спрогнозировать результаты предстоящего общения.

Именно творчество в общении — в познании другого чело­века, в обмене информацией, в способности познать парт­нера, оказать на него воздействие — будет стимулировать развитие общительности как личностного качества.

Неверные установки способствуют возникновению психологических барьеров в общении, называемые барьерами отношения.

Какие же психологические барьеры отношений

возникают иног­да у людей и как надо их преодолевать?

1. Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: вы внешне беспри­чинно начинаете отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или не­понятно по каким причинам. Следует установить возможные мотивы появления у вас такого отношения к че­ловеку и преодолевать их.

2. Барьер отрицательной установки. введенной в ваш опыт кем-либо из людей. Кто-то сообщил вам отрицательную информацию о каком-то человеке, и у вас складыва­ется негативная установка по отношению к человеку, о котором вы сами мало что знаете, не имеете опыта лично­го взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, вне вашего личного опыта общения с конкретным человеком и познания его личности, надо избегать.

К новым людям, с которыми вам предстоит общаться в течение определенного времени, надо подходить с пози­тивной, оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь окончательно в оценке человека только на мнение других. Стремитесь сами тщательно разобраться в личности человека, соотнесите полученную вами информацию с вашим личным впечатлением. Это поможет избежать межлично­стных конфликтов, которые нередко возникают именно в результате неверно сформированной у вас кем-либо нега­тивной установки.

3. Барьер «боязни» контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный кон­такт с человеком, но вам как-то неловко. Что делать в этом случае? Выход один. Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъек­тивны, или носят слишком второстепенный характер (естественно, если нет принципиальных конкретных разно­гласий). После того, как такой анализ проведен, вступай­те в беседу, а затем обязательно проанализируйте: все ли в разговоре прошло успешно, непременно зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, связанные с низ­ким уровнем общительности.

4. Барьер «ожидания непонимания». Вы должны всту­пить в непосредственное взаимодействие с человеком в де­ловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: «А правильно ли вас поймет партнер?» Причем, здесь не­редко исходят из того, что партнер вас обязательно дол­жен понять неверно. Начинают прогнозировать последст­вия этого неверного понимания, предвосхищать неприят­ные ощущения, что, заметьте, теперь в собственном вооб­ражении выступает как неизбежная данность. В этом случае необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами со­держание беседы и по возможности устранить из нее те мо­менты или эмоциональные акценты, которые могут вы­звать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другое по теме:

Развитие моторики
После шести месяцев жизни слепые дети начинают значительно отставать от зрячих сверстников в развитии движений, хотя развитие моторики в период от года до двух лет является у слепых детей наиболее результативным. Слепые дети практически ...

Лидерство и руководство в образовании
В педагогической литературе проблема лидерства в молодежных коллективах чаще всего анализируется через понятие "актив". Многочисленные исследования педагогов и психологов по проблемам работы с активом постоянных и временных объе ...

Психофизиологические факторы долголетия
По данным ВОЗ, не менее 50% здоровья человека зависит от его образа жизни, 20% приходится на наследственность, 20% - на экологию, 10% - на медицинскую помощь. Под образом жизни понимаются устойчивый, сложившийся в определенных общественно ...