Если проанализировать свой опыт общения, то можно убедиться в том, что многие неудачи вызваны именно неверным выбором приспособления в общении. Помните, психическое состояние партнера, его настроение, возраст, пол, ситуация требуют определенных приспособлений в общении, что в свою очередь предполагает постоянную направленность на человека, наблюдательность.
Неверно выбранные приспособления в общении нередко стимулируют конфликт. К примеру, кто-либо из членов семьи усталый приходит с работы, а вместо слов сочувствия слышит грубое: «Где так долго был (была)?» Не забывайте в этот момент о приспособлениях в общении.
6-я функция общения - эстетическая.
Человеческое общение несет в себе огромный эстетический заряд, оно вызывает эстетические переживания, или наоборот, негативное отношение к объекту общения. Эстетическое переживание перевести на язык понятий чрезвычайно сложно, но тем не менее оно существует в системе человеческого взаимодействия. Вкусовые, поведенческие, этикетные аспекты человеческого общения неизбежно связаны с эстетическими переживаниями. Мы часто говорим «приятный человек», «прекрасный собеседник». Что мы, как правило, здесь имеем в виду? Конечно, в первую очередь, определенные нравственные характеристики человека, но одновременно и приятность человека в процессе общения. Вы, наверное, обратили внимание, что процесс общения с определенными людьми вызывает у вас переживания, которые трудно объяснить только информационной и другими функциями общения, — это и есть переживания эстетические, обеспечивающие реализацию эстетической функции общения.
Для того, чтобы плодотворно общаться с другими людьми, необходимо осознать не только внешние, но и
внутренние, личностные механизмы человеческого общения, которые движут нашим взаимодействием, надо познать самого себя в общении с людьми, заглянуть самому в многоликое зеркало общения.
Психотерапевт В. Леви предлагает следующие характеристики общения, которые желательно учитывать в работе над собой:
— уверенность в себе. Нужное самочувствие в любом положении с любым человеком;
— умение слушать и смотреть, непрерывное тонкое ощущение собеседника;
— творческая вежливость;
— равновесие серьезности с юмором;
— как во всяком искусстве: ничего лишнего, плюс то самое «чуть-чуть»;
— дар привлекать людей. Обаяние;
— достоинство;
— естественность, искренность;
— непрерывная инициатива в создании психологической атмосферы;
— чувство меры;
— говорить с каждым на его языке;
— ответственность минус навязчивость;
— умение доверять.
Эстетические особенности общения проявляются во всем: в организации форм общения, в языке как его универсальном средстве, эстетике слова. М. Горький вспоминал о случае, когда вдруг неожиданно померкла красота прекрасной женщины; вызывавшей восхищение окружающих: она заговорила, и ее речь оказалась такой безвкусной и примитивной, что целостный эстетический образ красавицы растворился.
Эстетический тонус общения чрезвычайно важен. Сегодня он является не только желательным, но и необходимым, поскольку духовный мир современного человека стал сложным. В процессе общения своеобразно возникает и развивается эстетическая потребность человека, которая применительно к межличностному общению выступает как освоение человеком мира других людей на основе гармонии, целесообразности, гуманизма.
Значительно сложнее перевести эти духовные ценности в сферу практического взаимопонимания людей. Что здесь можно поре-комен,довать?_
1. Стремитесь быть приятным в общении. Это значит: внимательным, но не назойливым, предупредительным, но.не утомительным, деликатным, но не неуклюжим.
2. Организуя общение, пытайтесь представить, в какой мере оно приятно для партнера, если оно приносит удовлетворение вам — это еще не значит, что такие же ощущения испытывает собеседник.
3. Позаботьтесь об этикете общения: пространственном положении, внешнем виде, опрятности, манерах. Здесь нет мелочей: умение приветствовать одного человека или нескольких сразу, мужчину или женщину, умение пригласить на танец, оказать любезность и др.
4. Стремитесь постоянно видеть себя, как бы со стороны — это очень важно для самопознания собственной личности в процессе общения.
5. Умейте «не замечать» недостатки других, оплошности в поведении, одежде, физические пороки, дефекты речи и др.
6. Следите за собственными интонациями: иногда именно из-за интонации возникает масса недоразумений, конфликтов и обид.
Соблюдение этих правил поможет вам по-настоящему эстетизировать процесс общения с другими людьми.
Другое по теме:
Психологические методы изучения личности в юридической деятельности
Изучение личности всегда должно проводиться практическими работниками и не может быть выполнено без освоения ими специальных методов изучения личности в специфических условиях процессуальной деятельности. В соответствии с этим юридической ...
Интеллектуальные защиты
В нашей обыденной жизни всегда есть место… многому, в том числе и неосознаваемым интеллектуальным защитам: рационализации, интеллектуализации, которые могут подчас принимать самые совершенные формы в виде научных теорий, трактатов, вероуч ...
Индивидуальные особенности агрессивных дошкольников
Те
или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые из них склонны к значительно более враждебной агрессии, которые в высокой частоте действий - в течение часа можно наблюдать не менее ...
Меню сайта