Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования у студентов

Психологические материалы » Мотивация профессионального самосовершенствования у студентов педвуза » Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования у студентов

Страница 1

Как показывает практика, современные формы подготовки специалистов не охватывают всех задач, которые приходится им решать, согласно требованиям профессии. Не случайно профессиональное самосовершенствование рассматривается сегодня как специфический вид профессиональной деятельности специалистов, как обязательный компонент их подготовки. Профессиональное самосовершенствование - это результат осознанного взаимодействия специалиста с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие личностные качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще.

Профессиональное самосовершенствование специалистов - это сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соотнесении с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.

Мы предполагали, что важными предпосылками для начала процесса самосовершенствования выступают, во-первых, требования профессии к личности специалиста, которые должны быть несколько выше его возможностей, во-вторых, отношение самого специалиста к этим требованиям. Следовательно, если источник профессионального самосовершенствования находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса надо искать внутри личности - в виде мотивов профессионального самосовершенствования человека.

Анализ литературных источников позволил определить мотивацию профессионального самосовершенствования специалистов (МПСС) как совокупность всех побуждений и условий, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс профессионального самосовершенствования специалиста.

Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования специалистов проводилась в Михайловском филиале ГОУ ВПО «ВГПУ» и охватывала будущих учителей иностранного языка различного уровня подготовленности:

а) студентов-первокурсников очного отделения, не имеющих опыта педагогической деятельности;

б) студентов-выпускников очного отделения, прошедших стажерскую педагогическую практику в школе;

в) студентов-заочников, имеющих педагогический стаж работы в школе.

Целью экспериментальной работы было определение движущих сил (мотиваторов) профессионального самосовершенствования у каждого конкретного студента; определение его “мотивационного профиля”, выявляющего его морально-психическое состояние; и выработка рекомендаций по развитию его профессиональной мотивации.

Систему отношений, определяющих мотивацию профессионального самосовершенствования личности, мы определяли по трем критериям:

1) отношение личности к своей профессиональной деятельности,

2) отношение к себе как профессионалу,

3) отношение к самосовершенствованию в профессиональной сфере.

Диагностика отношения студентов к своей профессиональной деятельности

Отношение студентов к своей профессиональной деятельности определялось по трем показателям:

1) удовлетворенности выбранной профессией,

2) представлению о своей служебной перспективе и

3) отношению к своей деятельности в настоящий момент.

Первый вид отношений определялся с помощью методики Н.В. Кузьминой «Удовлетворенность своей профессией» (20; 130).

Для оценки отношения к своей профессии использовались 3 вопроса:

1. Нравится ли Вам Ваша профессия?

2. Хотели бы Вы сейчас работать по другой специальности?

3. Выбрали бы Вы вновь свою профессию?

Результаты диагностики удовлетворенности профессией свидетельствуют о том, что студенты, имеющие практический опыт работы имеют о профессии более полное представление и могут, взвесив положительные и отрицательные стороны в ней, давать адекватную оценку, причем оценку позитивную, подтверждающую удовлетворенность профессией.

Второй вид отношений – представления о своей профессиональной перспективе – определялся по методике «незаконченных предложений»: «Когда я думаю о будущем, я представляю…» и ответу на вопрос: «Как вы представляете себе свою трудовую перспективу через несколько лет?»

Результаты опроса показали, что процент положительного отношения к служебной перспективе у первокурсников и выпускников выше, чем у заочников.

Третий вид отношений - отношение к профессии в настоящий момент - определялся по ответам на вопросы:

1. В какой степени профессия дает вам возможность удовлетворить ниже перечисленные потребности?

1) проявлять творчество;

2) возможность профессионального, интеллектуального, культурного, физического, организаторского роста;

3) быть самостоятельным, независимым в труде;

4) удовлетворять потребность в новой, интересной работе;

5) возможность продвижения по службе;

6) удовлетворять потребность в заработке;

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Предмет, задачи методы психологии человека
Психология - наука о психике, о законах ее становления, функционирования, изменения, развития. Предметом традиционной психологии является психика - свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся в способности отражать окружающий мир ...

Сенсорное развитие
Ребенок, пришедший в школу, не только различает цвета, формы, величину предметов и их положение в пространстве, но может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов, правильно соотнести предметы по величине. Он может также изоб ...

Метафора в психотерапии
Большинство психотерапевтических направлений активно используют метафору как средство воздействия на клиента. Метафорическая коммуникация (общение посредством метафор) занимает видное место в гештальт-терапии, НЛП, гуманистически и экзист ...