Дома и на работе, в транспорте и на улице, с родными и сослуживцами, со знакомыми и незнакомыми — всюду возникают взаимоотношения между людьми.
Общение входит в нашу жизнь рано. Мать улыбается двухмесячному малышу — он гулит, это уже общение. Влюбленные глаза молодых супругов, пришедших в загс, и отчужденность на лицах его и ее, когда брак расторгается — тоже общение. Деловое совещание и разговор приятелей, семейный вечерний стол и официальное торжество в школьном классе, разговор с продавцом в магазине, дружеская компания людей, знакомых много лет, и встретившихся в поезде попутчиков — все это нескончаемая, бесконечная цепь процесса общения. В нем, как и в созидательной деятельности человека, проявляется его духовное начало.
Если вы проанализируете свою жизнь, то убедитесь, что, наряду с поистине приятными минутами, общение доставляет иногда и массу неприятностей.
Трудно представить себе сферу более многомерную, многотрудную, а главное, весьма деликатную, порой, трудноуловимую, чем общение.
Осмыслите свой личный опыт взаимоотношений с другими людьми: всегда ли общение приносило вам удовлетворение? Если нет, то почему? Встречались люди грубые, нетактичные, неделикатные, неприятные, неаккуратные. Исследования свидетельствуют о том, что многочисленные конфликты в семьях, на производстве, в воспитании детей возникают из-за отсутствия культуры общения.
Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Многочисленным исследованиями, проведенными в нашей стране и за рубежом, установлено, что общительность, как личностное свойство, включает в себя:
— устойчивую потребность в общении с людьми;
— чувство социального сродства, желание находиться среди людей;
— альтруистические тенденции и установки — направленность на других людей.
По характеру общительности люди подразделяются
на различные типы.
Есть люди общительные.
Общение с ними, как правило, приносит чувство удовлетворения: они легко входят в контакт, быстро организуют общение, могут расположить собеседника, успешно создают плодотворную психологическую атмосферу для общения, хорошо поддерживают разговор, умеют завязать беседу с незнакомыми людьми, не испытывая чувства стеснения и неловкости. Более того, они обладают своеобразным талантом общения — как бы притягивают к себе, вызывают желание разговаривать с ними, просто находиться в их обществе. Они обаятельны, причем нередко именно в общении. Это, так называемый, идеальный тип
.
Вот каким видится портрет «гения общения» известному психотерапевту В. Леви:
« .Огромное любопытство, колоссальная жадность к людям. Отсюда повышенное внимание, тонкая наблюдательность и превосходная память на все, касающееся другого . С непостижимой легкостью вживается в чужие судьбы, характеры, обстоятельства, живет жизнью другого, как своей собственной. Поразительная человекосовместимость .
Минус тревожность. При всей живости и подвижности — этот человек на редкость спокоен . Сопутствующие качества: открытость восприятия, легкость переключения внимания, доверчивость, свобода в поведении .
Плюс обратная связь. Вы еще только взглядываете, а он взглянул уже трижды и принимает ваш взгляд, как старого знакомого . В контакте саморегуляция — высокая чувствительность к изменениям. Реакции быстрые, точные, а напряженности нет. В беседе улавливает малейшие изменения интонации, мельчайшие неосознанные движения . Сопутствующие качества: ловкость, тактичность, находчивость, остроумие .
Плюс артистизм. Богатство жестов и интонаций, превосходный рассказчик . Вкус к подробностям, к сочной детали. Эти люди умеют, не нравясь по частям, нравиться в целом.
Плюс оптимизм .
Минус предвзятость .
Плюс предвидение .
Плюс симпатии .»
Есть и другой тип людей
. Они, хотя и малоинициативны в общении, но общаться с ними все-таки приятно. Они редко выступают инициаторами взаимодействия, скорее как бы присутствуют в контексте общения, чем сами общаются. Они общаются во-вторых, а поддерживают общение во-первых. И удивительное дело! Нам с ними хорошо. И знаете почему? Прежде всего потому, что они умеют слушать. Такие люди поддерживают нить общения внешне обычными фразами и несложными репликами, типа: «Да вы что?», «Правда?», «А что он сказал?», «Ну да?», «Ты смотри!» и т. д. и т. п.
Интенсивность общения целиком зависит от вас, а собеседник как бы аккомпанирует в общении, в котором вы солируете. И все-таки такие люди приятны — они помогают выговориться, как правило, деликатны, порой до застенчивости. Этот тип общительности характеризует одно весьма важное свойство, чрезвычайно значимое для общения — умение чувствовать другого человека.
Другое по теме:
Типология лидерства
Одна из первых типологий лидерства была предложена социологом Максом Вебером. Он описал следующие типы лидеров:
· рациональный тип (человек, которому люди добровольно подчиняются);
· традиционный - подчиняются потому. Что так исстари по ...
Эмпатия
Эмпатия - это мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью "понять" переживания и чувства познаваемого человека, без помощи слов, не опираясь на мышление, а с помощью ощущений, чувств, эмоций и последующего ос ...
Междисциплинарное исследование понятия «семейный
конфликт»
Конфликт,
согласно этимологии понятия, предусматривает наличие противоречия, столкновения или противоборства интересов. В обществе всегда возникали различного рода конфликты между людьми: межличностные, семейные, социально классовые, гос ...
Меню сайта