Динамика разворачивания ситуации семейного конфликта

Страница 6

Наиболее выраженными оказались страх потери любви и признания, чувство беспомощности, жалости к самому себе, чувство одиночества, стыд и чувство самоуничижения. При этом страх потери любви и признания (66,7%) встречается почти столь же часто, как и чувство беспомощности, жалости к самому себе (65,5%). Стыд (58,6%), чувство одиночества (58,6%) и чувство самоуничижения (58,6%) проявляются с одинаковой частотой.

Чувство недоверия (40,2%) встречается почти столь же часто, как и чувство враждебности (39,1%). Гнев и раздражение по совокупной выраженности (44,7%) соотносится с чувством недоверия (40,2%) и с эмоциональным состоянием враждебности (39,1%). Чувство вины (34,5%) можно соотнести с чувством обиды (31,2%). Печаль (28,7%) и отчаяние (27,6%) по совокупной выраженности (56,3%) соотносятся с чувством одиночества (58,6%).

Дальнейший сюжет сказки приводит нас к тому, что обнаружить свои достоинства, ощутить признание и собственную значимость, испытать чувство превосходства герой может только в ситуации несчастья, когда он выступает «спасителем». Таким образом, стереотипы «непонимания», «жертвы» и «ухода» сочетаются в воображении героя со стереотипами доминирования, агрессивного подавления «слабого», большей, по сравнению с другими, значимости своей собственной персоны.

Обобщенный анализ сказок.

Обобщенный анализ данных, полученных методом «Рефлексия на семейный конфликт», показал: чувство одиночества, переживаемое человеком, сопровождается комплексом негативных эмоций, таких, как заброшенность, ущербность, ненужность другим. У личности, склонной в межличностном взаимодействии к стереотипам «непонимания», «жертвы» и ««ухода»», эти эмоциональные состояния сочетаются с переживанием чувства страха, стыда и вины. Компенсация отсутствия внимания окружающих, выход из невыносимого состояния одиночества вызывает стремление к доминированию, выраженному в избираемой роли «спасителя» (а по сути, агрессивного подавления «слабого»), как средству получения любви и внимания («Моя мама была очень строгая, но я чувствовал, что она меня любит»).

Таким образом, стремление избежать одиночества побуждает личность жертвовать собой для получения внимания, признания и любви. Постоянное стремление быть любимым, значимым, ценным вынуждает быть «гордым», «сильным». Но сила и собственная значимость обретаются только в ситуации, где необходимо пожертвовать собой, подставить себя ради спасения других, чьей любви и признании личность лишена, но, тем не менее, остро нуждается.

Исполнение роли спасителя предполагает наличие «врага», «чужого», который изначально сильнее «своих», в чьей любви так нуждается наш герой, но при этом «враг» слабее самого героя. Победив «врага», герой обретает статус «сильного», становится сильнее всех - и «чужих», и «своих», т.е. проявляет себя в стереотипах доминирования и агрессивного подавления «слабого». Таким образом, стыд - это «враг», слабее самого героя. Победив «врага», герой обретает статус «сильного», становится сильнее всех - и «чужих», и «своих», т.е. проявляет себя в стереотипах доминирования и агрессивного подавления «слабого». Таким образом, стыд и беспомощность, переживаемые в стереотипах «непонимания» и жертвы, побуждают к поиску «виновного», «злого», «обидчика», «чужого».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Любовь – как нравственно-этическое чувство
В широком смысле любовь – это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. Любовь понятие необычайно емкое, многозначное и многогранное ...

Основные эквивалентности
В символической логике доказано, что одни логические союзы могут заменяться на другие и при этом не нарушится смысл высказывания. Выражение, содержащее, скажем, союз "или", можно при желании переформулировать в такое, в котором ...

Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации
Степень эффективности межличностной коммуникации определяется по результатам актуализации двух основных социально-значимых функций — взаимодействия и воздействия. Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер рече ...