В качестве еще одной иллюстрации вышесказанного приведем сказку 19-летнего студента 2 курса Социального университета Георгия А.
«Жил-был злой король. И были у него дочери и сын. Дочерей отец очень любил, а сына - нет. Оно и понятно: сын был его преемником, а дочери - куриный сор - выйдут замуж, и разъедутся кто куда. И была у короля молодая жена - добрая мачеха этих детей .
До такой степени невзлюбил король своего сына, что еще в раннем детстве отдал его на воспитание местному пастуху. Мальчик был очень красивый и умный, а рос как пастуший сын .
Он стал лучшим пастухом в округе, поэтому распорядитель позвал его на королевскую службу. И вот получилось так, что его увидела королева и полюбила всем сердцем, так как совершенно не любила старого короля.
.Королева решила сбежать из замка вместе с пастухом. Но когда пастух узнал, что его возлюбленная не прачка, а королева, он понял, что мести короля не избежать, и не осмелился на эту дерзость . Он вернулся к себе домой и собирался постричься в монахи. Но тут ему открылась тайна его происхождения. Недолго думая, он вернулся во дворец, убил короля, женился на своей мачехе. Были они очень счастливы».
Итак, мы снова видим, что изначально герой, с которым идентифицирует себя автор, чувствуют себя в семье чужим, непризнанным, нелюбимым. Для героя сказки свойственны такие эмоциональные состояния, как невозможность противостоять обстоятельствам, обида, ощущение несправедливости. Все это позволяет говорить о стереотипах подчинения «сильному» и «жертвы».
Ответственность за возникновение проблем автор приписывает королю-отцу. Именно его он обвиняет в агрессивном отторжении сына-соперника и несправедливости, обрекающей сына на бедность и социально низкое положение (стереотип поиска «виновного»). Самому герою сказки свойственно не только враждебное отношение к отцу, но и стремление быть лучше других, которое находит свое подтверждение в любви к королеве (стереотип пристрастного отношения к «своим» и «чужим»).
В третьем эпизоде сказки преобладающие эмоции - чувство вины и страх наказания за нарушение сословных границ (не случайно употребляется слово «дерзость»). Глагол «не осмелился» свидетельствует о стереотипе подчинения «сильному» и переживаемых при этом чувствах неуверенности, самоуничижении, которые углубляются и переходят в стереотип «ухода», избегания контакта с людьми.
Внезапное осознание своего социального статуса (происхождения) резко изменяет выбор способа разрешения конфликтной ситуации. На смену стереотипам подчинения «сильному» и жертвы приходят полярные стереотипы доминирования и агрессивного подавления «слабого». Можно предположить, что снятие социального барьера (типа разделения «выше - ниже»; «лучше - хуже») устраняет и нравственные запреты: от подчинения и самоуничижения герой переходит к возложению вины на короля (стереотип поиска «виновного»), ненависти и жестокому инфантильному разрешению конфликта - убийству (стереотип агрессивного подавления «слабого»).
Говоря о стереотипах доминирования и агрессивного подавления «слабого» необходимо заметить, что они (не только в представленном примере, но и в большинстве (2/3) проанализированных мною случаев) сочетаются со стереотипами поиска «виновного» и «жертвы». Их сопровождают такие эмоциональные состояния, как страх потерять любовь и признание, чувство несправедливости, страх наказания, стремление унизить соперника и др.
Другое по теме:
Модели работы психолога с семьей
У истоков профессиональной психологической помощи семье стоят врачи, прежде всего психиатры и психотерапевты. В работе с семьей они опираются на теоретические принципы и представления о личности. Объектом психологической помощи семье явля ...
Структура конфликта
Наряду с тем, что конфликт является системой, он представляет собой и процесс. Поэтому структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от др ...
Практический пример проведения судебно-психологической экспертизы
Так, достаточно часто назначается судебно-психологическая экспертиза для определения наличия или отсутствия физиологического аффекта в момент совершения преступления. В уголовном праве используется термин "сильное душевное волнение&q ...
Меню сайта