Необходимо учитывать цвет в жизни и культуре. В различных культурах цветам приписывают различное символическое значение. Но существенные различия в значениях цветов видны при сопоставлении восточных и западных их толкованиях. Между тем, существуют и общие точки зрения на значения цветов. Например,
Красный цвет – ассоциируется во всем мире с властью, кровью, огнем, войной, переворотом.
Белый цвет – обозначает чистоту, незапятнанность, святость, нечто неземное. Продолжая этот ряд, неизбежно приходишь к тому, что белый цвет может означать также и небытие, смерть. У некоторых народов принято хоронить в белых одеждах, в белых гробах, вывешивать траурные флаги белого цвета.
Черный цвет – несчастье, горе, траур. Обозначает также бездонность, великую тайну. Отсюда – любовь как великое и непонятное, сексуальность, плодородие и изобилие.
Желтый цвет – цвет солнца, зрелости. Но также у некоторых народов – цвет болезни (например, в Европе желтый крест – знак чумы), цвет ревности, и в Азии даже траурный цвет.
Синий цвет – у многих народов символизирует вечность, постоянство, расположение, верность. Сходство густого синего с черным придает ему у некоторых народов родственное с черным значение.
Зеленый цвет – символизирует юность, надежду, веселье, незрелость. У некоторых народов (например, в Иране) зеленый ассоциируется с несчастьем, скорбью.
Прослеживается взаимосвязь «Цвет – время года – темперамент». Предпочтение цветов человеком зависит от времени года. Сами времена года также ассоциируются с определенными цветами.
Для европейца весна – ассоциируется с желтым цветом. Лето – с голубым. Осень – с красным. Зима – с синим.
Н.Н. Обозов пишет о родственных различным темпераментам цветах.
Меланхолику родственен голубой цвет. Он действует на него успокаивающе, расслабляюще. Красный, оранжевый и желтый цвета придают меланхолику импульс к действию.
Флегматику родственен зеленый цвет. Этот цвет придает равновесие с внешним миром. Некоторые флегматики предпочитают зелено-желтые цвета, а некоторые сине-зеленые цвета.
Сангвинику родственен желтый цвет. Этот цвет действует на него оптимистично, веселяще, делает его приветливым. Дополнительный цвет – фиолетовый. Этот цвет способен несколько приглушить жизнерадостность и энергичность сангвиника.
Холерику родственен красный цвет. Холерикам нравится активность, стимулирующее начало этого цвета. Компенсируют, сдерживают такой темперамент голубые и зеленые цвета.
Заключение
В настоящее время рисунок прочно вошел в практику психологической диагностики и коррекции и стал одним из наиболее распространенных объектов психологического анализа. В отличие от других методов психологического изучения, например, опросников, рисунок имеет целый ряд преимуществ: а) он может быть использован на ранних этапах онтогенетического развития, начиная с двух-трех лет; б) применение рисунка в качестве теста занимает значительно меньше времени, чем использование ряда других тестов, тогда как его информативность может быть значительно выше; в) рисуночные тесты могут быть применены в широком спектре практических задач: диагностических, учебных, коррекционных, а также в различных областях психологии — от возрастной психологии, психологии творчества, медицинской психологии до социальной, юридической психологии и психологии труда; г) для психологического анализа рисунок предоставляет большой объем как качественных, так и количественных показателей, что позволяет осуществить проверку на степень их валидности и надежности — наиболее важным требованиям к психодиагностическим методикам.
Другое по теме:
Замещение.
Замещение – это механизм психологической защиты от неприятной ситуации, в основе которого лежит перенос реакции с недоступного на доступный объект или замена неприемлемого действия – приемлемым. За счет такого переноса происходит разрядка ...
Дополнительные методы этнопсихологических исследований
К числу дополнительных методов этнопсихологических исследований обычно относят метод изучения этнических стереотипов, метод контент-анализа, количественные методы, моделирование, региональная картотека человеческих умений, тренинг кросску ...
Понимание помощи детям
с ранним детским аутизмом в отечественной дефектологии
В 20-х годах XX века В. П. Осипов рассматривал аутизм как «разобщенность больных с внешним миром».
В. А. Гиляровский говорил об аутизме как «своеобразном нарушении сознания самого «Я» и всей личности с нарушением нормальных установок к о ...
Меню сайта