Произвольное и непроизвольное рисование
Произвольное рисование – это рисование под контролем сознания, как правило, на заданную тему, с определенной целью. Например, что-то изобразить, показать другому человеку заинтересованность в теме рисования и т.д. Непроизвольное рисование – это способ бессознательной саморегуляции. Рисунки скрашивают томительное ожидание, выражая непроизвольное напряжение, позволяя разрядиться социально приемлемым способом. Непроизвольные рисунки позволяют сохранить душевное равновесие в обстоятельства психологического давления на личность. Кроме того, непроизвольное рисование – это способ самовыражения для любого человека. С этой точки зрения нетворческих людей просто нет. Непроизвольное рисование отчасти заменяет общение с другими людьми – есть возможность пообщаться с одним из самых любимых и знакомых людей – с самим собой. В непроизвольных рисунках находят выход наши бессознательные потребности, ожидания, мысли, чувства. Рисунок одного и того же предмета будет разным в зависимости от настроения и актуальных потребностей личности.
Психотерапевтический эффект прослеживается не только у детей, которые в силу возраста любят и хотят рисовать, но и у взрослых, многие из которых не брали в руки карандаш или кисточку со школьной скамьи. Самовыражение, являясь неизбежным результатом рисования, приводит к воплощению мыслей, чувств, возможности рассматривать их как бы со стороны, что и приводит к психотерапевтическому эффекту. Лечению рисованием поддаются тонкие, не выражаемые в словах нарушения, например, высокая, мешающая жить тревожность.
Интерпретируется, прежде всего, форма нажима. Сверхсильный нажим (возможно до дыр в листе) – психическое напряжение. Сильный нажим – амбициозность, решительность. Слабый нажим – неуверенность, депрессивность, возможно наличие хронического заболевания.
Далее рассматриваются преобладающие линии. Горизонтальные – слабость, женственность, боязливость. Отражают желание не высовываться или, даже, подчиняться. Вертикальные – уверенность, мужественность. Могут указывать на решительность, экспансивность, даже агрессивность. Удлиненные линии выдают импульсивный, легко возбудимый темперамент. Твердые удлиненные вертикальные линии свойственны личностям с практическим складом.
Далее интерпретируется размер рисунков и почерка. Сверхбольшие – экспансивность, маниакальность, стремление захватить все пространство. Маленькие – астеничность, депрессивность, скромность, даже чувство неполноценности, невысокую самооценку. Размер рисунка – довольно точный индикатор состояния человека. В состоянии приподнятости рисунки крупнее, чем с в состоянии депрессии.
Интерпретации подлежит расположение рисунка в пространстве. Вверху – нереальный оптимизм, внизу – неуверенность, сбоку – желание иметь поддержку, в центре – нормальное состояние души. При бессознательном рисовании можно проследить «движение» рисунков вверх или вниз. Движение вверх говорит о высоком уровне надежд, оптимизме. Движение вниз – о нарастающей безнадежности и пессимизме. Личности, располагающие рисунки в центре или вверху чувствуют себя более защищенными, чем личности, располагающие рисунки внизу листа.
Другое по теме:
Торможение патологических
речедвигательных стереотипов
Необходимость проведения коррекционной работы в этом направлении можно обосновать физиологическими данными, свидетельствующими о том, что важным механизмом поддержания и усугубления патологических двигательных реакций является поток анома ...
Порядок проведения психологического эксперимента
Экспериментально – психологическое исследование состоит из нескольких этапов:
1.
Изучение истории болезни.
Знание анамнеза болезни, психического статуса, а также других клинических данных дают возможность психологу сформулировать конкр ...
Структура любви по Э.Фромму
Любовь является весьма непростым образованием со сложной и противоречивой внутренней структурой. Вопрос о составляющих любви решался, как и вопрос о типах любви, на разных уровнях. Одна из первых структур также принадлежит Э. Фромму. Он в ...
Меню сайта