Как мы видим, применительно к разным видам профессиональной деятельности исследователями выдвигаются предположения, касающиеся природы ее мотивации. Какого рода мотивы движут спортсменами на соревнованиях, учеными - в научных исследованиях, артистами, операторами и т.д.? Некоторые виды деятельности побуждаются внутренней мотивацией, другие - внешней, часто имеющей повышенную силу побуждения мотивов.
Из жизненных наблюдений, литературных примеров хорошо известно, что нередко определенные мотивационные образования приобретают самодовлеющую силу, занимают устойчивое высшее положение в иерархии мотивов, побуждают активность субъекта, в том числе и саморазрушительную. Для столь выраженной силы мотивов может быть принято наименование гипермотивации. Поскольку оно не получило распространения в психологии, рассмотрим возможные направления его детализации. В целом гипермотивация может быть понята как такое проявление мотивации субъекта, при котором на первый план выходит его повышенная активность по выполнению деятельности (что, например, характерно для спортсменов, художников, артистов и пр.). При этом за рамками рассмотрения остается вопрос, каким образом и какого рода мотивы или их сочетания определяют такую повышенную активность, выходящую за рамки ведущей мотивации, преобразующую иерархию мотивов субъекта. Поэтому для дальнейшего анализа необходимо рассмотреть различные варианты понимания механизмов гипермотивации.
В качестве одного из видов понимания гипермотивации можно предложить повышенную силу мотива. Однако, представляется, что для каждого конкретного вида деятельности имеется свой уровень повышенной мотивации. Кроме того, для каждого индивида, в зависимости от его личностных характеристик, может существовать свой «оптимум мотивации». Так, в специальных исследованиях было показано, что для менее тревожных испытуемых для успешного выполнения деятельности необходим более высокий уровень мотивации, чем для более тревожных (Хекхаузен, 1986). Кроме того, в классических исследованиях влияния силы мотива на эффективность деятельности было показано, что при повышенной мотивации эффективность деятельности ухудшается. При этом для каждой задачи существует свой оптимум мотивации (цит. по Нюттен, 1975). В ряде случаев сила побуждения ситуативного мотивационного образования может превышать силу мотива, отвечающего за механизмы гипермотиваци (например, в ситуации стресса). Таким образом, феноменология, связанная с гипермотивацией (повышенная активность по выполнению определенной деятельности, определяющий характер мотивационных образований, релевантных ей) вряд ли может быть объяснена только силой одного мотива или их комплекса.
Другое понимание гипермотивации предполагает определяющую, доминирующую, устойчивую во времени роль мотивов одной деятельности по сравнению с мотивами других деятельностей человека. О гипермотивации во втором смысле обычно упоминается в связи с определенными видами деятельности или даже в связи с личностными изменениями (часто - в клинической практике). О гипермотивации можно говорить, сталкиваясь с явлением увлеченности деятельностью или идеями. Такими часто предстают люди искусства, спортсмены, путешественники, коллекционеры, подчиняющие свою жизнь или значительный ее отрезок реализации некоторой цели. Гипермотивированные люди в чем-то обедняют свою жизнь за счет безусловного доминирования конкретных мотивационных образований, резкого сужения интересов, поглощенности одним делом. Кроме того, можно предположить, что гипермотивация участвует в формировании психологических зависимостей. Так, в клинической практике выработано представление о сверхмотивации применительно к клиническим случаям изменения личности, зависимости от алкоголя, употребления наркотических веществ и т.д. Б.В.Зейгарник описан механизм сдвига мотива на цель у больных эпилепсией, который приводит к изменению всей личности больного (Зейгарник, 1982). В этих случаях имеет место не столько повышенная сила мотива, сколько изменение всей мотивации индивида таким образом, что все остальные мотивы, игравшие ранее ведущую роль ,. уступают свою побудительную силу одному-единственному мотиву и мотивация, например, употребления алкоголя, становится доминирующей, определяющей деятельность субъекта (Братусь, 1988). Больные алкоголизмом не утрачивают окончательно мотивации общения, достижения, принятия и др., однако, реализация этих мотивов возможна теперь только в деятельности, направленной на удовлетворение ведущей мотивации - употребления алкоголя. Поэтому часто употребление алкоголя и происходит не в одиночку, а в компании, оно включено (также как и другие мотивы) в деятельность, названную Б.С.Бра гусем иллюзорно-компенсаторной - деятельность, которая удовлетворяет и ведущую мотивацию субъекта, и другие мотивы, создавая при этом иллюзию благополучия (Братусь, 1988).
Другое по теме:
Последствия стресса
Признание Клодом Бернаром, а затем Уолтером Кенноном и Гансом Селье, того, что стрессогенные события влияют на внутреннюю среду организма, привело к согласованным попыткам оценить вклад физ. и психол. повреждений в индуцировать или обостр ...
Арттерапия в коррекции эмоциональных проблем дошкольников и младших
школьников
Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помо ...
Русский путь в
науке о поведении
В первом пункте были рассмотрены истоки возникновения теории о механизмах, руководящих поведением. Несмотря на вышесказанное, науку о поведении как таковую дала миру Россия. Создателями этой науки были русские ученые: И.М. Сеченов, И.П. П ...
Меню сайта