Механизмы развития мотивации человека

Страница 6

Неосознаваемые мотивы деятельности «входят в . сознание, но .особым образом» через - субъективную окраску отражаемых явлений, т.е. через личностный смысл (Леонтьев, 1971, с.20). Однако, в самом личностном смысле могут и не открыться собственно мотивы деятельности, тем более «переживание человеком острого желания достигнуть открывающуюся перед ним цель . само по себе еще ничего не говорит о том, в чем заключается движущий им смыслообразующий мотив» (Леонтьев, 1971, с. 26). Поэтому для осознания мотива личности следует проделать определенную работу на осознание мотива (личностного смысла). Постановка задачи на личностный смысл, по А.Н.Леонтьеву, характерна лишь для развитой личности, поскольку она порождается необходимостью «найти себя в системе жизненных отношений». Постановка и решение задачи на личностный смысл, по А.Н.Леонтьеву, является механизмом второго рождения личности. Механизмы сдвига мотивов и их осознания являются основными и для дальнейшего развития потребностно-мотивационной сферы человека.

Таким образом, к числу наиболее разработанных психологических механизмов мотивации человека могут быть отнесены механизмы развития биологической мотивации (мотивационное обусловливание), механизмы замещения, сублимации, динамики влечений (обращение в противоположное и смена объекта), конфликт и механизмы развития мотивации, в которых большое значение может принимать внутренняя работа личности (сдвиг мотива на цель и решение задачи на личностный смысл).

Мотивация конкретных видов деятельности изучалась применительно к разным профессиональным областям. Большое количество исследовательских работ было проведено в области спортивной психологии (А.Ц.Пуни, 1973, 1975), учебной деятельности (Божович, 1968; Бибрих, Васильев, 1987; Маркова, 1978) изучении творчества (Csikszentmihalyi, 1990; Crutchfield, 1962; Collins, Amabile, 1999), в том числе и научного (М.Г.Ярошевский, 1971), а также в рамках исследований работы представителей других профессий (Якобсон, 1936; Пушкин, Нерсесян, 1969, 1972). В спортивной психологии больше внимания уделялось изучению механизмов волевой регуляции (Вопросы психологии спорта, 1975; Пуни, 1959) однако, есть и указания на роль мотивационных процессов в деятельности спортсменов: при подготовке к соревнованиям огромную важность имеет мотивация участников, направленность на успех (Пуни, 1973, 1975). Необходимость признания за трудовой деятельностью (и, соответственно, ее мотивами) ведущей роли подчеркивается в такой работе, как операторская. Так, в работе по изучению деятельности операторов АЭС выделяется личностный уровень поведения оператора, для которого характерно «активное движение к качественно новым задачам», внутренняя мотивация трудовой деятельности (Машин, 1994).

Мотивации творческой деятельности значительное внимание уделялось в гуманистической психологии. К.Роджерс, как и А.Маслоу (Маслоу, 1999) полагал, что основной мотивацией творчества является стремление к самоактуализации, выражению сущности самой личности. Потребности самоактуализации в иерархии потребностей находятся на самом высшем уровне. Несмотря на то, что в работах Маслоу проводится тезис о невозможности актуализации потребностей высшего уровня до тех пор, пока низшие потребности остаются неудовлетворенными, сам Маслоу утверждал, что потребности самоактуализации, будучи актуализированными однажды, могут играть определяющую роль в жизни личности (Маслоу, 1999). Эта позиция близка к пониманию мотивации творчества как внутренней; К.Роджерс полагал, что в творчестве человек оценивает себя сам, и не стремится быть оцененным другими (Rodgers, 1954). Указание на внутренний характер мотивации творческой деятельности можно найти во многих работах (Sternberg, 1999; Torrance, 1983), хотя само понятие внутренней мотивации не конкретизируется авторами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования у студентов
Как показывает практика, современные формы подготовки специалистов не охватывают всех задач, которые приходится им решать, согласно требованиям профессии. Не случайно профессиональное самосовершенствование рассматривается сегодня как спец ...

Истерическая личность и сценическая личность у женщин
Как истерическое, так и сценическое расстройства личности имеют разные характеры у мужчин и женщин. Рассмотрим особенности этих расстройств, а также общие для каждого из двух полов. Главная характеристика истерической личности женщин — э ...

Основные направления анализа лидерства
С точки зрения когнитивного подхода человек рассматривается в качестве наблюдателя, который активно оценивает и интерпретирует информацию, поступающую из внешнего мира, а не пассивно воспринимает ее. Причем интерпретация, причинное объясн ...