В ходе беседы получение информации происходит на основе вербальной (словесной) коммуникации. Руководитель, используя этот метод, ставит себе целью выяснить определенные представления работника, его мысли, понятие, цели, какие человек ставит перед собою в своей профессиональной деятельности, ее трудовые интересы, трудность, содержание переживаний, отношение к работе и т.п Знание намерений работника, его моральных качеств, мировоззрения, направленности дает возможность довольно точно прогнозировать поведение личности в тех или других ситуациях, возможность обобщить опыт практиков и обнаружить вопросы, которые потом поддаются специальной экспериментальной проверке.
Метод опроса. Роль и значение метода опроса в исследовании тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемой сферы социальной реальности статистической и документальной информацией, и чем меньше изучаемые явления и процессы доступны непосредственному наблюдению.
Метод наблюдения. Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни.
Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда - это просто мимолетные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся, когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает скрытой камерой участников наблюдаемых событий, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т.п. Таким образом, во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. В науке метод наблюдения также используется уже много столетий, хотя в методологическом плане он стал объектом пристального изучения особенно в последние годы.
Наблюдение можно определить как метод сбора социальной информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.
В социологических исследованиях встречаются две разновидности метода наблюдения в зависимости от степени стандартизации техники наблюдения. Стандартизированная техника наблюдения предполагает детально разработанный список явлений, событий, характеристик, признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдений, инструкции для наблюдателей, единообразные карточки для регистрации наблюдаемых явлений. Этот вид наблюдения называют структурированным или стандартизирванным.
Вторая разновидность методики наблюдения - неструктурированное или нестандартизированное наблюдение. В этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдений, а формой регистрации данных является дневник наблюдателя, где результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.
Метод эксперимента. Под экспериментом понимается такой метод исследования, при котором создаются определенные условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения интересующей нас связи явлений. Основная логика социального эксперимента заключается в том, что при помощи выбора экспериментальной социальной группы (или групп) и помещения ее в экспериментальную ситуацию, т.е. под воздействие определенных социальных факторов, прослеживается направление, величина и устойчивость изменения интересующих исследователя социальных параметров.
Другое по теме:
Семья
Психологами описаны основные типы семейного воспитания, деструктивно действующие на формирование личности подрастающего человека. В основе каждого из них лежит нелюбовь, которая, в конечном итоге приводит к результатам, описанным американ ...
Ходьба
Прежде, чем зрячий ребенок начнет ходить, он должен быть к этому физически подготовлен. Это остается действенным и для слепых детей. Но в данном случае ситуация значительно сложнее, так как ребенок должен научиться многим вещам, которым н ...
Психокоррекция межличностных отношений в трудовом коллективе с помощью
социально-психологического тренинга
Социально-психологический тренинг (от англ. training – воспитание, обучение, подготовка) является одним из средств коррекции, которыми обладает социальная психология. В.П. Пугачев [37 стр. 116] так определяет тренинг: «Тренинг представляе ...
Меню сайта