В многочисленных исследованиях так или иначе вычисляется «коэффициент леворукости». Однако, с одной стороны, не ясно, каким из критериев определения левшества надо придавать большее, а каким — меньшее значение. Имеются различные точки зрения по этому вопросу. С другой стороны, указанные признаки не коррелируют между собой, в различной степени ограничиваются культурологическим давлением и даже могут изменяться в течение жизни с одного типа на противоположный. Мы не знаем, какой вклад в них вносит переучивание с одной руки на другую.
Наконец, весьма болезненным представляется вопрос о том, где же проводить разграничительную черту между левшами и правшами при статистическом анализе отдельных признаков. Несмотря на указанные трудности при определении ведущей руки, уже давно имеет место тенденция к расширению толкования понятия «левшества», с включением в орбиту рассмотрения ведущего глаза, ведущего уха, ведущей ноги и т.д., что, конечно, еще больше запутывает проблему. Не имея надежных данных о морфофизиологических особенностях левшей, мы не можем судить об их происхождении, а следовательно, и о природе самих билатеральных различий. В чисто практическом плане достаточно знать, что леворукость бывает генетически обусловленной, компенсаторной и вынужденной.
Генетически обусловленная леворукость передается по наследству по законам, описанным Грегором Менделем в прошлом веке. Точно так же передаются по наследству такие признаки, как цвет глаз, волос, форма носа и многое другое. В специальной литературе леворукость, которая не имеет генетического фона и не передается по наследству, называется патологической. Такое название эта разновидность леворукости получила потому, что в ее основе лежит какое- то нарушение в деятельности левого полушария, т.к. действия каждой руки регулирует главным образом противоположное полушарие: у праворуких людей - левое, а у леворуких - правое. Так вот, если левое полушарие по каким-то причинам не может взять на себя управление правой рукой, то правое может компенсировать это нарушение, взяв на себя функции левого полушария. Но в этом случае ведущей рукой станет левая. Такую леворукость еще называют компенсаторной. Специалисты говорят еще о вынужденной леворукости, которая возникает в результате серьезной травмы правой руки, произошедшей в период активного освоения работы руками. Вследствие этого ребенок начинает беречь травмированную правую руку и активно использовать левую.
По организации работы головного мозга такие дети не являются леворукими, но наиболее активной у них будет левая рука. Исходя из этих трех форм леворукости, интересно поразмыслить, кого же пытаются переучивать "слева направо" некоторые излишне ретивые родители и педагоги.
Может быть, они мечтают добиться успеха, сломав всю биологическую иерархию деятельности головного мозга у ребенка с генетически обусловленной леворукостью?
Или, в случаях компенсаторной леворукости, у них есть желание сделать из ребенка-левши образец "праворукости", переложив функции управления ведущей рукой на пострадавшее в результате какой-то причины левое полушарие?
А может, кто-то решит, что нужно сломать с трудом возникшие связи в головном мозге, переключившие функции ведущей руки с травмированной правой на здоровую левую?
Следует помнить, что преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией работы его центральной нервной системы. Большими усилиями родители и педагоги могут, конечно, заставить ребенка- левшу действовать правой рукой. При этом они рискуют создать клубок медицинских и психологических проблем, в сравнении с которым "исправленная" леворукость малыша покажется лишь забавной невинностью. Прежде чем попытаться сделать из ребенка-левши правшу, не помешает проконсультироваться с психологом медицинского и педагогического профиля. Взвесить все "за" и "против" самым тщательным образом - ведь левшой, между прочим, является каждый пятый всемирно прославившийся человек.
Другое по теме:
Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного
возраста
Речь пойдёт о тех комплексах, которые свойственны обычным детям, чьё развитие происходит в рамках нормы. Кратко остановимся на том, как могут проявляться эмоциональные нарушения. Чаще всего к психологу обращаются родители дошкольников и м ...
Понятие мотивации в современной психологии
Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Вместе с этим, как отмечал Х. Хеккаузен, «едва ли найдется другая такая же область психологического исследования, к которой можно ...
Психологическое консультирование в социальной работе
В профессиональной деятельности специалистов по социальной работе большое значение имеет непосредственное целенаправленное психологическое воздействие на клиента. Среди различных способов подобного воздействия ключевая роль принадлежит ...
Меню сайта