Методы психологического воздействия на личность

Психологические материалы » Методология юридической психологии » Методы психологического воздействия на личность

Страница 6

При двухсторонней рефлексии в работе сотрудника правоохранительных органов на первый план выходит не предугадывание следующего хода противника, а активная подача ему оснований для принятия определенных решений, или рефлексивное управление им. Следует отметить также, что в отличие от правил «теории игр», при раскрытии правонарушений совершенно недопустимы ложь, провокации, шантаж, запугивание и т.д. Управление решением противника должно осуществляться не прямо, не грубым понуждением, а путем передачи оснований, из которых тот мог бы логически вывести свое, но предопределенное другой стороной решение.

Поведением правонарушителя рефлексивное управление может осуществляться различными путями, например, посредством передачи ложной информации об установленных работником правоохранительных органов фактах, изобличенных соучастниках. На практике это может быть маскировка действий, которая проводится под прикрытием других, несущественных для правонарушителя. Целью маскировки является не прекращение поступления информации противнику, а предоставление ему возможности получать лишь определенную информацию. Другой разновидностью данного приема является создание ложной угрозы. В этом случае юрист-практик демонстрирует активность, проводит опрос большого количества людей, неоднократные осмотры одних и тех же объектов, повторные опросы и очные ставки одних и тех же лиц. Противник в этом случае может применять метод рефлексии в направлении мнимой угрозы, воспринимаемой им как реальной.

Другой путь рефлексивного управления поведением противника - это формирование его целей, например, вариант с «подставной уткой». В этой ситуации с целью задержания и изобличения преступника была создана специальная оперативно-следственная группа, в которую вошли и ряд женщин, сотрудников милиции, внешне похожих на подвергавшихся нападению. Операция проводилась в вечернее время. В районе ее проведения были предприняты меры по удалению потенциальных жертв с тем, чтобы остались лишь специально подготовленные и надежно оперативно прикрытые женщины. На второй день преступник был задержан.

Формирование цели противника возможно также посредством передачи ему картины своих достижений, целей, информации о собранных доказательствах и т.д. Например, передача намерения произвести обыск, выемку, или эксгумацию трупа заставляет противника, как правило, действовать упреждающе, явиться в определенное место, пытаться уничтожить улики. Реализация противником поставленной цели часто приводит к его изобличению.

Используется на практике и способ рефлексивного управления поведением правонарушителя — формирование доктрины противника. В частности сотрудник правоохранительных органов делает вид, что «попадается» на один и тот же прием, применяемый противником. Это может быть задушевность и откровенность в беседе по вопросам, не относящимся к расследуемому правонарушению, например, действительное хобби правонарушителя и мнимое хобби работника правоохранительных органов. В процессе такой интимной, доступной беседы на отвлеченную тему допустимы многозначительность, неосторожность, истолковываемые правонарушителем в свою пользу. При неоднократном повторении этого приема у правонарушителя вырабатывается мнение о возможности влияния на юриста-практика через его хобби. В этом случае правонарушитель может использовать истерику, слезы, фальсификацию, симуляцию, грубость, лесть. Применяя эти средства неоднократно и убеждаясь в их практической результативности, он вырабатывает линию последующего поведения с учетом установленной им самим слабости этого юриста. В результате же он сам оказывается под контролем последнего.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме:

Виды и формы межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе
1.Межличностными называются сугубо личные отношения и связи между отдельными членами группы, независимо от условий и характера их совместной деятельности. В основе таких отношений лежат эмоциональные переживания, которые один член группы, ...

Особенности развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст охватывает период жизни от шести до одиннадцати лет и определяется важнейшими обстоятельствами в жизни ребенка – его поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организ ...

Психологический анализ трудовых движений
Основы микроанализа двигательных актов связаны с именами Н. А. Бернштейна и О. Фишера. В современной психологии микроструктурный метод рассматривается как средство изучения кратковременных действий — познавательных и исполнительных Наибол ...