Основные методы этнопсихологических исследований

Психологические материалы » Методология этнопсихологических исследований » Основные методы этнопсихологических исследований

Страница 4

Опросы проводятся в развитых зарубежных странах довольно часто по различным проблемам. Знание результатов опросов, их анализ помогают глубже понять национально-психические особенности.

Беседа — важный метод исследования, который предполагает получение информации об изучаемых национально-психологических особенностях людей в ходе непосредственного общения как с ними самими, так и с их социальным окружением. В последнем случае он выступает как элемент обобщения независимых характеристик.

Необходимо добиваться, чтобы беседа носила целенаправленный характер и проводились с различными категориями людей. Так, мнение мелкого бизнесмена о национально-психологических особенностях населения может отличаться от мнения рабочего, ученого и т.д. Это связано с тем, что различные социальные группы граждан, с одной стороны, включены в систему строго определенных межличностных отношений. С другой,— представители различных социальных, профессиональных и иных групп по-разному воспринимают национально-психологические особенности других людей.

В ходе бесед важно уметь правильно ставить нужные исследователю вопросы, систематизировать и осмысливать полученные сведения. Нужно знать, как представители конкретных этнических общностей относятся

к самой беседе, на какие темы они больше любят пообщаться. Так, по данным исследований, американцы готовы чаще всего порассуждать о работе, здоровье, деньгах, спорте, текущих событиях в стране и за рубежом. Англичане имеют иные склонности, реже говорят в свободное время о работе и семейных проблемах. Японцы практически совсем не откликаются на беседы по интимным вопросам и т.д.

Интервью в этнопсихологическом исследовании — метод, используемый в интересах предварительного знакомства с национально-психологическими особенностями людей.

Впервые его применил профессор Амстердамского университета Ван Дейк для выявления специфики осмысления испытуемыми предлагаемых специальных текстов. Он исходил из того, что в основе понимания текста, рассказа лежат ситуационные модели, сущностью которых являются не абстрактные стереотипные знания, а результат воздействия реальной ситуации из личного опыта слушающего и говорящего. Из этих реальных ситуаций строятся схемы-модели мыслительной деятельности, состоящие из ограниченного числа категорий, находящихся в определенной последовательности и взаимозависимости. Когда кто-либо слушает или старается понять текст (рассказ), интерпретируя его для себя, он тем самым актуализирует свою схему, наполняя ее конкретной информацией. Модель, согласно Ван Дейку, есть когнитивный аналог ситуации, она не остается неизменной на протяжении жизни. Из каждой новой ситуации, через которую человек проходит, он извлекает новую информацию о мире, которая аккумулируется в памяти в идеальных образах-моделях, тем самым постоянно наполняя их новым содержанием. Типовая модель лежит в основе любого текста, рассказа представителей различных этнических общностей, которую и необходимо анализировать.

Апробация В.Ф. Петренко данного метода показала, что анализ текстов (рассказов), собранных в ходе интервью, дает исключительно богатую информацию о своеобразии этнического сознания и специфики мышления представителей конкретных народов, особенно, если в процедуру проведения внести следующие изменения, позволяющие более полно использовать все возможности: интервью нужно строго формализовать, чтобы рассказы респондентов были более сопоставимы; интервью должно быть не о национально-психологических особенностях в целом, а о ситуациях, в которых они могут проявляться.

Страницы: 1 2 3 4 

Другое по теме:

Речевое и эмоциональное общение
Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культ ...

Защитные автоматизмы
Утверждая, что механизмы психологической защиты действуют автоматично, не согласуясь с сознанием, А. Фрейд относила их к особому классу неосознаваемых явлений, которые называют автоматизмами. Автоматизмы – это действия и акты, которые сов ...

Ценности как важнейший элемент морального сознания
Совесть Важнейшими элементами морального сознания являются ценности : понятия добра и зла, счастья, справедливости, смысла жизни. Ценности составляют реальные цели и прокламируемые мотивы человеческого поведения. Ценности формируются кул ...