Поскольку в этом случае происходит исследование реальных жизненных ситуаций, психолог получает возможность изучать проблемы, представляющие высокий общественный интерес, что может иметь важные практические последствия. Кроме того из-за отсутствия прямых манипуляций с участниками эксперимента, возникает меньше этических проблем.
Однако, так как экспериментатор практически не властен над изучаемыми переменными, установление причинно-следственных связей носит весьма сложный характер. При этих исследованиях на поведение, действия и поступки людей влияют разные факторы; неизвестные или неподконтрольные исследователю, поэтому естественные эксперименты крайне трудно продублировать в тех же условиях.
Начало таким экспериментам в этнопсихологии положил американский ученый Ла Пьер, в 1934 г. путешествовавший с китайской супружеской парой по США, останавливаясь с ними в 67 гостиницах и обедая в 184 ресторанах. По прошествии шести месяцев он разослал 250 писем владельцам тех же гостиниц с единственным вопросом: как они отнесутся к тому, чтобы принять у себя представителей китайского этноса? 92% ответов были отрицательными. Установленное таким образом несоответствие между предполагаемыми и реальными действиями получило название «парадокс Ла Пьера».
Впоследствии были разработаны и другие методики. Для изучения характера отношений в той или иной этнической группе часто используют технику, впервые реализованную другим американским ученым Р. Бохнером в 1972 г., которая состоит в следующем. В один день в разных газетах публикуют два аналогичных объявления типа: «Молодая семья без детей хочет снять небольшую квартиру .», отличающиеся друг от друга только указанной в них национальностью и наличием разных телефонов, по которым сидят помощники экспериментатора, фиксирующие количество звонков по разным объявлениям. Чем больше их будет по какому-либо объявлению, тем с точки зрения экспериментатора лучше отношение к указанной в нем этнической группе.
Достаточно широкое распространение за рубежом получила «методика потерянных вещей». В первоначальном варианте она заключалась в разбрасывании в публичных местах большого количества якобы потерянных писем (запечатанных конвертов с написанным адресом и указанным адресатом). По замыслу авторов, тот выбор, который сделает поднявший письмо, является индикатором отношения к персоне, которой оно адресовано. Варьируя данные адресата (и прежде всего его фамилию, имя и отчество, типичных для того этноса, отношение к которому подлежит изучению), можно выяснить имеющиеся отношения к любой этнической группе в его реальном проявлении.
Есть и другие возможности для изучения национально- психологических особенностей во время наблюдения за поведением, действиями и поступками людей, которые являются естественной реакцией на ситуации, искусственно созданные исследователем, например, методики исследования, этнической толерантности личности, методики «множественной идентификации» в группе и др.
Метод опроса в этнопсихологии — один из наиболее распространенных, предполагающий получение информации по заранее хорошо продуманной системе. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками, может содержать элементы тестового исследования, представленные в открытом или скрытом виде.
Форма опроса бывает разной. Устный опрос, применяется, когда для исследования важен не только формальный ответ, но и реакция, которой он сопровождался, тон, поза, интонация, жесты и т.д. представителей конкретной этнической общности. Письменный опрос проводится, как правило, в форме анкетирования и позволяет опросить большое число респондентов, что очень важно для этнопсихологического исследования.
Устный и письменный опросы могут проводиться в свободной или стандартизированной форме. В зависимости от способа общения исследователя с респондентом различают также очный (личный) опрос, который реализуется в форме непосредственного контакта, и заочный опрос, где непосредственный контакт не предусмотрен.
Другое по теме:
Социальная ситуация, сложившаяся после 1991 года
В современном общественно-политическом лексиконе довольно часто появляются термины, более привычные для психиатров и патопсихологов, чем для политиков, журналистов и обществоведов: политическая эйфория и массовая депрессия и комплекс наци ...
Мотивационный подход зарубежных исследователей
Мотивационный подход давно разрабатывается в зарубежном и отечественном менеджменте. Но в его основе лежит классификация потребностей личности разработанная зарубежными исследователями (например, в работах А. Маслоу, Д. Мак Клелланда, Ф. ...
Социально-психологические аспекты межкультурной компетентности
В нашей же стране до начала 90-х годов прошлого века эта проблематика практически не разрабатывалась, поскольку согласно официальной идеологии Советского Союза все граждане страны жили в «единой семье народов» и никаких трудностей общения ...
Меню сайта