К. Schneider (1992) выделяет три важные постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии:
· Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.
· Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.
· Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.
Нарисованная нами модель эффективного консультанта с первого взгляда может показаться слишком величественной и далекой от действительности. При этом напрашивается утверждение, что черты эффективного консультанта совпадают с чертами преуспевающего человека. К такой модели и должен стремиться консультант, если желает быть не техничным ремесленником, а художником психологического консультирования. Наконец, свойства личности эффективного консультанта могут быть и целью психологического консультирования — появление этих свойств у клиента в этом случае становится показателем эффективности консультирования.
Заключение
Психологическое консультирование – относительно новая область практической деятельности психолога, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки. Кроме знаний и умений, психолог консультант (практический психолог) должен обладать рядом специальных личностных особенностей. Что подтверждает мнение Р. Кочунаса о том, что «личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования» [9].
Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте. Все многообразие представлений о психологии личности (отечественных и зарубежных авторов) недвусмысленно говорит о несхожести этих концепций. Тем не менее, анализ этих концепций позволяет выделить и общие точки соприкосновения. К ним относятся следующие положения:
В результате анализа данной работы, очевидно, что и личность, и профессиональная квалификация должны учитываться при оценке человека как практического психолога.
Из личностных особенностей, оказывающих наибольшее влияние на взаимопонимание с другими людьми, можно указать следующие: отношение к себе (особенности Я-концепции), свойства личности как субъекта общения, характеристики целостно-смысловой сферы личности.
Другое по теме:
Малоформализованные методики
Теперь рассмотрим некоторые методы, которые включаются в понятие малоформализованная диагностика. Как уже говорилось, к числу таких приемов относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.
а) метод наблюдения
Это старейший м ...
Сущность, предпосылки возникновения этнических конфликтов
Этнические конфликты представляют собой одну из форм политических отношений — конфронтацию между двумя или несколькими этносами (или между их отдельными представителями, между конкретными субэтническими элементами), характеризующуюся сост ...
Функции лидера
Сложность роли лидера, находящегося в стадии - становления, может быть раскрыта путем рассмотрения тех многообразных функций, которые входят в позицию лидера. Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит ...
Меню сайта