Затем подростку выдают регистрационный бланк для заполнения и список вопросов.
4.
Методика «Незавершенные предложения» (
Saks
-
Sidney
) (приложение 4)
Методика «Незавершенные предложения» является проективной личностной методикой. Вариант Saks-Sidney адаптирован в лаборатории медицинской психологии Ленинградского НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева. Тест направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. методика состоит из 60 незавершенных предложений. Они делятся на 15 групп по 4 предложения; каждая из этих групп соответствует определенной сфере отношений человека – к самому себе, к другим людям и т.п.
Методика включает в себя следующие группы:
1. Отношение к отцу.
2. Отношение к себе.
3. Жизненные цели.
4. Отношение к будущему.
5. Отношение к учителям.
6. Страхи и опасения.
7. Отношение к друзьям.
8. Отношение к прошлому.
9. Отношение к мужчинам.
10. Отношение к сексуальной жизни.
11. Отношение к семье.
12. Отношение к сотрудникам (ученикам).
13. Отношение к матери.
14. Осознание вины.
15. Отношение к женщинам.
Анализируя ответы испытуемого, можно оценить существующую у него систему отношений к семье, представителям того же или противоположного пола, к сексуальной жизни, учителям, ученикам, друзьям, отцу, матери. Ряд ответов отражает отношение к испытуемым и переживаемым страхам и опасениям, имеющемуся чувству сознания вины, а также свидетельствует об отношении к прошлому и будущему, жизненным целям и самому себе.
5.
«Психологическая автобиография» Е.Ю. Коржовой (приложение 5)
«Психологическая автобиография» – это экспрессивная проективная методика исследования переживаний, связанных с наиболее значимыми сферами жизни. Методика позволяет выявить особенности восприятия значимых жизненных ситуаций: наиболее важных событий в жизни человека. Называя значительные события своей жизни, человек преломляет их через свое Я. «Психологическая автобиография» основана на двух главных подходах к исследованию ситуаций и может служить наглядным примером их взаимодействия.
Испытуемого просят дать количественную оценку каждому событию. Данные вносятся в бланк обследования, включающий инструкцию: «Перечислите наиболее важные события, которые произошли в Вашей жизни, происходят сейчас, а так же которые Вы ожидаете в будущем. Каждое событие, как состоявшееся, так и ожидаемое, было (будет) радостным или грустным. Попробуйте выразить свое отношение к указанным Вами событиями, оценив радостные от +1 до +5, а грустные от -1 до -5».
Исходя из цели и задач исследования, можно выделить его этапы:
1. Определение проблемы и ее теоретический анализ, разработка программы, выбор методов и методик исследования.
2. Выявление личностно-эмоциональных особенностей и характера родительского отношения к подросткам из полных и неполных семей.
3. Осуществление сравнительного анализа для установления значимых различий в выраженности изучаемых психологических явлений у подростков из полных и неполных семей.
4. Проведение корреляционного анализа для определения восприятия родительских отношений к подростку в развитии и проявлении у них негативных личностно-эмоциональных особенностей.
Другое по теме:
Понятие, виды и способы мотивации
Было время, когда считалось, что автоматизированная технология вытеснит библиотекаря из большинства информационных процессов и окончательно утвердит превосходство техники над работником. Однако, хотя компьютер и стал полновластным хозяино ...
Готовность к школе
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед ...
Классификация психических состояний
Классификация состояний представляет собой отдельную проблему.
Н.Д.Левитов полагает, что состояния классифицируются либо по аналогии с классификацией психических процессов (познавательные, эмоциональные, волевые), либо заимствуя характер ...
Меню сайта