Целью
данного исследования является определение восприятия родительского отношения в формировании личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей.
Гипотезой
стало предположение: восприятие родительского отношения, отношение и чувства к родителям, а также эмоционально-личностные особенности детей разведенных родителей характеризуются более выраженными негативными тенденциями как в отношении к отцу, к окружающим, так и эмоционально-личностными проявлениями (тревожность, снижение адаптивности).
Предметом
исследования являются личностно – эмоциональные особенности детей разведенных родителей и детей из полных семей
Объектом
стала группа подростков в количестве 40 человек, учащихся в 8 «б», 9 «а» и 9 «б» классах Невельской средней школы №1.
В эмпирическом исследовании мы диагностировали подростков из полных и неполных семей. Неполные семьи, в данном случаи, это семьи после развода.
Исходя из цели, гипотезы и предметы исследования, можно выделить его задачи:
1.
Подобрать литературу по изучаемой проблеме.
2. Определить характер детско-родительских отношений в полных и неполных семьях.
3. Установить выраженность негативных личностно-эмоциональных особенностей у подростков.
4. Выявить характер взаимосвязи между показателями детско-родительских отношений (с позиции ребенка) и негативных личностно-эмоциональных особенностей подростков разведенных родителей и подростков из полных семей.
5. Провести сравнительный анализ подростков разведенных родителей и детей из полных семей для определения значимых различий в выраженности негативных личностно-эмоциональных особенностей и характера детско-родительских отношений.
6. Разработать практические рекомендации психологу по проведению коррекционной и профилактической работы с подростками разведенных родителей, направленной на снижение выраженности негативных личностно-эмоциональных состояний.
Для реализации указанных задач использовались следующие методы:
1. Тестирование (для диагностики характера детско-родительских отношений и выраженности негативных личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей).
2. Методы математико-статистической обработки данных, а именно частотный анализ, корреляционный (критерий Спирмена) и сравнительный (критерий U Манна-Уитни) анализы.
В рамках тестирования применялись следующие методики:
1. Тест «Эмоциональное отношение в семье» (А.Г. Лидерса, И.В. Анисимовой);
2. Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ)
3. Опросник «Подростки о родителях» (Л.И. Вассерман);
4. Методика «Незавершенные предложения» (Saks-Sidney);
5. «Психологическая автобиография» (Е.Ю. Коржовой).
Описание методик исследования
1.
Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (приложение 1)
Данная методика направлена на определение позиции ребенка по отношению к семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе.
Методика имеет 11 шкал:
1. Нежные чувства, исходящие от ребенка;
2. Сильные положительные с сексуальным оттенком чувства, исходящие от ребенка;
3. Слабые отрицательные чувства, исходящие от ребенка;
4. Сильные отрицательные (враждебные) чувства, исходящие от ребенка;
5. Нежные чувства, получаемые ребенком;
6. Сильные положительные с сексуальным оттенком чувства, получаемые ребенком;
7. Слабые отрицательные чувства, получаемые ребенком;
8. Сильные отрицательные (враждебные) чувства, получаемые ребенком;
Другое по теме:
Значимость любви как социального и психологического явления для
общественной жизни
Социологические исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показывают, что стабильные отношения люди ценят больше даже таких значимых ценностей, как достаток и работа. Как правило, люди, оценивающие себя как счастливых, отлича ...
Направления работы практического психолога
В современной психологии, в том числе в отечественной, все больше внимания уделяется идеографическому направлению, связанному с исследованием личностных, профессионально важных и деловых качеств отдельного человека, его состояния и степен ...
Подавление.
При подавлении защита проявляется в забывании, блокировании неприятной, нежелательной информации либо при ее переводе из восприятия в память, либо при выводе из памяти в сознание. Поскольку в этом случае информация уже является содержание ...
Меню сайта