Факторы, оказывающие влияние на психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях

Психологические материалы » Критическая ситуация как движущая сила развития » Факторы, оказывающие влияние на психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях

Страница 1

В последнее время в психологических исследованиях экстремальные ситуации деятельности анализируются с точки зрения трех основных аспектов:

1. Особенности самой ситуации как совокупности условий, которые характеризуют кардинальное изменение параметров жизнедеятельности группы или личности, приводят к состоянию динамического рассогласования, отличаются высокой субъективной сложностью и ответственностью, неожиданностью, неопределенностью, риском и непредсказуемостью развития ситуации, противоречивостью, дефицитом времени (Ю.М. Забродин, В.Г. Зазыкин, П.П. Короленко, В.Д. Небылицын и др.).

2. Особенностей последствий деятельности человека в сложных условиях труда. (В.А. Бодров, А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова, Л.Г. Дикая и др.)

3. Особенностей субъекта деятельности в экстремальных ситуациях, его психологической готовности.

Понятие психологической готовности понимается как состояние мобилизации всех психофизиологических систем организма, обеспечивающих эффективное выполнение требуемого действия.

При этом психологическими предпосылками наступления психологической готовности к выполнению конкретной деятельности является ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов выполнения деятельности.

Немало важную роль выполняют индивидуально-психологические и личностные особенности, выраженность которых позволяет определить уровень адаптации человека к экстремальным ситуациям, спрогнозировать его поведение и успешность выполнения деятельности.

В рамках спортивной психологии среди многочисленных и разнообразных свойств личности наибольшее значение имеют тревожность, эмоциональная стабильность, воля, экстра-интровертированность и др. (В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский)

Нами была совершена попытка несколько расширить понимание индивидуально-психологической природы спортсменов, подвергающихся воздействию экстремальных ситуаций и повышающих уровень своего мастерства и успеха через преодоление риска.

С целью изучения факторов, оказывающих влияние на психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях, нами было проведено исследование среди студентов Института физической культуры и спорта ТГУ им. Г.Р. Державина. Выборка мужская (№=64).

В ходе работы была использована совокупность методик: методика диагностики темперамента Я. Стреляу; СЖО Франкла; 16ЛФ Р. Кеттелла; методика диагностики личности на мотивацию к успеху и к избеганию неудач Т. Элерса; методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса; методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса-Дарки; УСК Дж. Роттера; МЛО "Адаптивность-02"; стиль саморегуляции Моросановой, методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.

Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу, в результате которого были выявлены следующие положительные связи.

Для выявления наиболее сильных корреляционных связей за минимальное значение Pearson Correlation мы взяли p=0, 708 при Sig. (2-tailed) = 0,00.

В результате наиболее высокие показатели Pearson Correlation набрали шкалы СЖО, объединившиеся в плеяду следующим образом:

1. наиболее сильная связь установлена между "целью" (СЖО) и "процессом" (СЖО) жизни (p=0,858). Как мы видим, целеустремленность и интерес к процессу жизни являются ведущими характеристиками, оказывающими влияние на психологическую готовности к деятельности в экстремальных ситуациях.

Во многом, данную направленность смысла жизни можно объяснить через понимание цели и процесса в рамках спортивной деятельности. Цель спортсмена - успех, опыт, мастерство. Достижение цели осуществляется в процессе длительных тренировок через преодоление объективных и субъективных трудностей.

2. наибольшее число связей наблюдается у шкалы "Локус Я" - "Локус жизнь" (p=0,815), "процесс" (p=0,790), "цель" (p=0,798) и "процесс" - "Локус жизнь" (p=0,786), "Локус Я" (p=0,790), "цель" (p=0,858).

Другими словами, восприятие процесса жизни как интересного, эмоционально насыщенного, несение ответственности за свою жизнь влияют на психологическую готовность спортсмена, находящемся в состоянии готовности к риску.

Значимые корреляции были выявлены между следующими шкалами УСК: ведущая шкала "интернальность в области здоровья и болезни" положительно оказалась связана с "интернальностью в области межличностных отношений" (p=0,709) и "интернальностью в области неудач" (p=0,764).

Получается, что, находясь в состоянии готовности к риску, уровень субъективного контроля психологического здоровья (активности, целеустремленности, инициативности, выдержки и т.д.) спортсмена зависит от действия факторов межличностного общения (например, с тренером, членами спортивной команды) и неудач (например, при выполнении упражнения на соревнованиях) в рамках рассматриваемой нами выборки.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Описание тестовой методики
В настоящее время в зарубежной социальной психологии создан ряд методик для измерения уровня любви как одной из форм проявления межличностной аттракции. Наибольшей популярностью пользуются так называемые шкалы любви и симпатии, созданные ...

Речь как феномен человеческой коммуникации
Речь человека, человеческое слово и история его развития выступают, во-первых, как предмет лингвистики, которую мы понимаем как собственно историческую науку (нам кажутся правильными требование углубить семантический анализ до идеологичес ...

Механизмы межличностной перцепции
Изучение восприятия показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и про ...