В настоящее время в зарубежной социальной психологии создан ряд методик для измерения уровня любви как одной из форм проявления межличностной аттракции. Наибольшей популярностью пользуются так называемые шкалы любви и симпатии, созданные американским психологом Зиком Рубиным в 1970 г. Он рассматривает любовь как установку на другого человека, считая этот подход более продуктивным, чем описание любви как эмоции, свойства личности, то есть выражение межличностной аттракции и т.д. В соответствии с традициями психометрики, 3.Рубин одновременно с любовью проводит и измерение родственного ей явления – симпатии, которая так же является одной из форм аттракции [16, с. 11].
Шкалы любви и симпатии 3.Рубина представляют собой два набора высказываний. При построении шкал 3.Рубин исходил из определенных теоретических представлений о внутренней структуре измеряемых феноменов.
Совершенно очевидно, что общепринятых, научных определений любви и симпатии не существует, да и не может существовать. Поэтому при создании опросника Рубин опирался на различные априорные представления о внутренней структуре любви и симпатии, получившие распространение в современной социальной психологии.
В частности, важными для измерения представлялись три компонента любви: привязанность, забота и степень интимности отношений. Параллельная шкала симпатии регистрирует степень уважения, восхищения и воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом.
При заполнении методики испытуемому предъявляется бланк с 26 или с 18 утверждениями, в зависимости от того, используется ли полный или сокращенный вариант теста. Пункты шкал любви и симпатии при этом перемешаны между собой. Все высказывания касаются конкретного человека - объекта оценки. Респондент либо соглашается, либо не соглашается с каждым из предложенных утверждений.
При подсчете результатов, который проводится для шкал любви и симпатии отдельно, каждому пункту, в зависимости от степени согласия или несогласия респондента, приписывается балл от нуля до девяти, результаты ответов суммируются.
В ходе адаптации методики исследователями были апробированы различные варианты индикаторов любви и симпатии, аналогичные соответствующим индикаторам, предложенным Рубиным. В окончательный вариант методики на основании психометрической проверки включены 14 утверждений, 7 из них входят в шкалу любви, 7 - в шкалу симпатии. Таким образом, в нашем опроснике мы имеет 7 вопросов – о любви, 7 – о симпатиях.
Перед заполнением теста испытуемому дается следующая инструкция: «Оцените, пожалуйста, степень своего согласия с каждым из приведенных ниже суждений, касающихся Ваших отношений с женой (мужем). Используйте при этом предлагаемые варианты ответов».
В зависимости от целей исследования, экспериментатором может быть указанный человек или кто-то из знакомых респондента, с которым он находится в соответствующего рода отношениях, например, человек, которого он любит, или человек, который ему не нравится, и т.д. Текст опросника приводится в Приложении 2.
Результаты теста подсчитываются путем суммирования ответов по каждому утверждению и их усреднения. При этом первой альтернативе приписывается вес 4, второй - 3, третьей - 2, четвертой -1. Значение по каждому пункту входит в суммарный балл без коэффициента, т.е. вес всех утверждений одинаков. Результаты по шкалам любви и симпатии считаются отдельно. Суммарный балл может варьировать от I до 4. Возможен также подсчет суммарного балла по обеим шкалам, характеризующего общий уровень эмоциональных отношений в диаде х. Суммарный балл может варьировать от 2 до 8. Время заполнения теста 5-7 мин.
В результате проведенного исследования межличностной аттракции и ее проявления между людьми, можно сделать следующие выводы.
Определено, что под межличностной аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга. В последнее время начинает пониматься сложность феномена межличностной аттракции, его динамическая и процессуальная природа.
Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств — от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции.
Другое по теме:
Общественное мнение как социологический метод исследования
В общем виде общественное мнение можно определить как отношение социальных групп, классов, слоев общества и народа в целом к различным сторонам действительности. Общественное мнение как специфическое состояние общественного сознания можно ...
Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития
Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется прежде всего замедленным темп ...
Типологии личности по акцентуациям характера.
Характер - это результат взаимодействия человека с миром, совокупность приобретенных качеств, выражающих отношение человека к себе, другим людям, вещам, обществу и проявляющихся в устойчивых привычных формах поведения. У большинства людей ...
Меню сайта