Основными познавательными психическими процессами, которые участвуют в построении образов окружающего мира, являются : ощущение, восприятие, мышление, память.
Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира , а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы (Введение в психологию, 1996). В действительности уже в ощущениях субъекту представлены не только отдельные свойства окружающего мира, но и иные, более общие его характеристики.
Ощущения являются главным источником знания человека о себе и об окружающем мире. Ничто человек не может узнать иначе, чем через опыт, получаемый в результате восприятия окружающего мира с помощью органов чувств. Действительно, человек, не способный видеть, вряд ли сможет себе представить, что такое цвет и свет так, как это способен представлять и ощущать зрячий человек. Тот, кто лишен слуха, не в состоянии представлять и воспринимать звуки музыки и тонкие нюансы человеческого голоса точно так же, как это способен делать хорошо слышащий человек.
Таким образом, когда говорят, что ощущения являются главным источником знаний человека, под этим подразумевают то, что, не имея ощущений, человек не имел бы и сознания (в нем в основном и представлены разнообразные ощущения). Не получая ощущений, человек действительно ничего бы не знал, так как его сознание было бы отключено. Так, например, случается, когда человек на время теряет сознание. Как только у него появляются ощущения, он обретает сознание вновь, и только в этот момент времени он может иметь знание и себе и мире.
Восприятие - познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуации и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Это процесс познания целостны, сложных вещей и явлений, существующих в мире и представленных в сознании человека в виде образов. Результатом восприятия как процесса является образ, то есть целостная, устойчивая система ощущений, связываемых с определенным предметом или явлением.
Существование образов представляется очевидным в отношении зрительного восприятия и менее очевидным по отношению к другим видам восприятия, например, слуховому. Например, образом, порождаемым слуховым восприятием речи, является набор взаимосвязанных звуков человеческой речи, представляющих букву, слово, предложение или целое высказывание. Слуховым образом может стать фрагмент какого- либо музыкального произведения или все произведение в целом, когда мы ощупываем какой-либо предмет (осязательное восприятие), мы получаем от него гамму взаимосвязанных ощущений, складывающихся в тактильный образ соответствующего предмета. Обонятельным образом предмета может служить специфический набор запахов, связанный с ним. Так, например, животные могут по запахам определять присутствие или отсутствие поблизости другого, вполне конкретного животного, не видя его и не слыша воспроизводимых им звуков. Здесь ориентация производится по так называемому обонятельному образу.
Память- это процессы организации и хранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Следует отметить, что под опытом здесь понимаются любые психические процессы, предшествовавшие текущим независимо от степени их сознания. По сути дела «опыт» и «информация» тождественны, поскольку «информация- это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливанию к нему наших чувств».
[5, с.83]
Памятью называется особого рода способность человека, связанная с возможностью запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и забывания разнообразной информации. Когда мы имеем дело с запоминанием, то предполагается, что человек не просто воспринимает, но сохраняет воспринятую информацию в течение определенного времени. Когда мы говорим о том, что человек пользуется памятью, припоминая или узнавая нечто, имеется в виду, что это нечто уже хранится в его голове, а не получается вновь из окружающей среды. Памятью человек пользуется практически беспрерывно, и она принимает участие почти во всех его жизненных процессах и формах поведения. Когда человек только рождается на свет и еще не имеет никакого жизненного опыта, в его памяти очень много так называемой генетической информации , по которой человек развивается сам, и строится вся его жизнь, по крайней мере, в течение нескольких первых лет после рождения. Все это хранится в его памяти, передаваясь из поколения в поколение. Следовательно, память человеку нужна также для того, чтобы сохранить свой облик и быстро приспосабливаться к условиям жизни. Ведь то, что человек хранит в памяти (в данном случае мы имеем дело с так называемой генетической памятью), позволяет ему, не обучаясь вновь, сразу пользоваться информацией, которую он уже имеет, или очень быстро осваивать то, что ему крайне необходимо для жизни.
Другое по теме:
Заключение.
Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Сравнительный анализ определений, которые даются понятиям «власть», «лидерство» и «личное влияние», позволяет заключить, что наиболее близки друг к другу феномены лидерства и личного ...
Конфликты в обществе
Общество как сложный социальный организм живет и развивается
по своим законам. В нем, как и в любой другой социальной системе, возникают
конфликты.
Объективной основой возникновения конфликтов в обществе является наличие в нем совокупн ...
Мотивация: сущность и виды
Мотивация — одно из ключевых психологических понятий, объясняющих истоки активности личности. Мотивация находит свое выражение в побуждении человека к действию, в мобилизации его внутренней энергии, в направленности его действий и поступк ...
Меню сайта