Установление лица по чертам внешности, отображаемым на фотоснимках, как правило, осуществляется путем проведения
судебно-портретной экспертизы. В качестве идентифицируемого объекта здесь выступает конкретное лицо, изображенное на фотоснимке, идентифицирующего - фотопортреты с изображением не установленного лица. Целью идентификации является установление или исключение тождества лиц, изображенных на разных снимках.
Материалы, представленные на экспертизу, должны отвечать требованиям достоверности (происхождение их должно быть несомненно установлено), допустимости (получены в установленном законом порядке). Фотопортреты должны быть сопоставимыми по ракурсу, близкими по времени изготовления, условиям их получения (освещенности, фона, и т.п.), а также хорошими по качеству, т.е. резкими, среднеконтрастными, без ретуши и вуали, повреждений и загрязнений. Это необходимо иметь в виду при подготовке материалов на экспертизу.
В первой стадии
судебно-портретной экспертизы проводится изучение свойств объектов и факторов, влиявших на передачу признаков их внешнего облика.
Во второй (аналитической) стадии
осуществляется раздельное изучение объектов. По фотоснимкам проводятся измерения элементов, осуществляется разметка, составляются таблицы разработки.
В третьей (сравнительной) стадии
сравниваются раздельно выявленные признаки, при этом устанавливаются различия и совпадения, которые проверяются непосредственно по снимкам при их сопоставлении, совмещении, наложении. Сопоставление - основной прием сравнения; для этого нередко применяют разметки, координационные сетки, количественные методы. Совмещение изображений лица в целом и отдельных деталей внешнего облика используется в случае их одинакового положения на снимках. Фотоснимки доводятся до одинакового масштаба, их разрезают по различным линиям, а затем складывают часть одного снимка с другим. Наложение (аппликация) используется при наличии изображений лиц, сфотографированных в одном и том же ракурсе. Одно из них, негативное, накладывается на другое - позитивное изображение.
В четвертой стадии
проводится оценка совпадающих и различающихся признаков, формулируются выводы.
Наконец, на пятой стадии исследования составляется заключение эксперта, а в случае проведения исследования во внепроцессуальной форме - справка.
Специфичен процесс сравнения признаков внешности с использованием отображения на субъективных портретах. Поскольку далеко не всегда субъективные портреты точно отражают внешний облик разыскиваемого, отождествление производится не путем последовательного сравнения всех одинаковых признаков (что обычно делается по описанию, прилагаемому к портрету), а путем сравнения в целом внешности лиц, изображенных на портретах (решающую роль здесь играют один-два доминирующих признака). Если признаки совпадают, то предполагается (с различной степенью вероятности), что на сравниваемых портретах изображено одно и то же лицо; если не совпадают - тождество исключается. Совпадение или различие малозначительных признаков не влияет на вывод, если они не относятся к числу особых примет или не описаны точно и подробно.
Маска, как правило, отображает комплекс индивидуальных признаков внешности. Поэтому результаты сравнения достоверно воспроизведенных признаков с одноименными признаками на фотоснимках дают возможность сформулировать категорический вывод о тождестве.
Результаты сравнения признаков внешности, отображенных на фотоснимке, и в реконструкции лица по черепу, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий, имеют ориентировочный (розыскной) характер.
Другое по теме:
Мыслительная деятельность, ее общая характеристика и стадии
Когда в создавшейся проблемной ситуации возникает задача, не имеющая готового решения - появляется мышление. Такая задача может выступать как цель деятельности, например задача — раскрыть преступление, установить истину по делу. Чтобы ак ...
Психологическое консультирование в социальной работе
В профессиональной деятельности специалистов по социальной работе большое значение имеет непосредственное целенаправленное психологическое воздействие на клиента. Среди различных способов подобного воздействия ключевая роль принадлежит ...
Особенности развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст охватывает период жизни от шести до одиннадцати лет и определяется важнейшими обстоятельствами в жизни ребенка – его поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организ ...
Меню сайта