В.Я.Кикоть и В.Я. Якунин (1996) разделяют цели обучения и цели учения. Первые задаются извне и выявляют общественные запросы и ценности, которые по отношению к студентам являются внешними. Вторые определяются индивидуальными потребностями, сформировавшимися на основании их предшествующего опыта. Обе цели могут совпадать лишь в идеальном случае, когда первые воспроизводят себя в структуре индивидуальных мотивов.
На базе общей мотивации учебной деятельности (профессиональной, познавательной, прагматической, социально-общественной и лично-престижной) у студентов (впрочем, как и у школьников старших классов) появляется определённое отношение к разным учебным предметам. Оно обусловливается:
а) важностью предмета для профессиональной подготовки;
б) интересом к определённой отрасли знаний и к данному предмету как её части;
в) качеством преподавания (удовлетворённостью занятиями по данному предмету);
г) мерой трудности овладения этим предметом исходя из собственных способностей;
д) взаимоотношениями с преподавателем данного предмета.
Все эти мотиваторы могут находиться в различных отношениях друг с другом (взаимодействие или конкуренция) и иметь различное влияние на учёбу, поэтому полное представление о мотивах учебной деятельности можно получить, только выявив значимость для каждого учащегося всех этих компонентов сложной мотивационной структуры. Это позволит установить и мотивационную напряжённость у данного субъекта, т.е. сумму компонентов мотива учебной деятельности: чем больше компонентов обусловливает эту деятельность, тем больше у него мотивационное напряжение.
Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учёбы привело к формированию принципа мотивационного обеспечения учебного процесса (О.С. Гребенюк, 1983). Важность этого принципа вытекает из того факта, что в процессе обучения в вузе сила мотива учения и освоения выбранной специальности снижается, что неоднократно отмечалось в исследованиях. По данным А.М. Василькова и С.С. Иванова (1997), полученным при опросах курсантов военно-медицинской академии, причинами этого являются: неудовлетворительные перспективы работы и службы, недостатки в организации учебного процесса, быта и досуга, недостатки воспитательной работы. Ими же показано, что учащиеся, отличающиеся самостоятельностью и склонностью к авторитарности и ригидности, обнаруживают более существенное снижение профессиональной направленности [4].
И.И. Вартанова отмечает, что учение представляет собой социально опосредованную деятельность по усвоению опыта, знаний и умений, необходимых в последующей трудовой жизни человека, и, кроме того, предполагает саморазвитие личности. В связи с этой многоаспектностью учебной деятельности обычно выделяют большой комплекс констатирующих её мотивов.
1. Основу учебной деятельности составляет познавательная мотивация: предметом потребности являются знания и умения (Голу, 1965; Талызина, 1998); есть ориентация на процесс и способы получения знаний (Елфимова, 1991; Маркова, 1983; Матюхина, 1984).
2. Социальная опосредованность учебной деятельности предполагает: направленность потребности учащегося на достижение социально одобряемого результата – мотив долга и ответственности перед обществом (Матюхина, 1984); направленность на идеалы и социальные ценности (Маркова, 1983); направленность на способы взаимодействия с окружающими людьми (там же); мотивы аффилиации и социальной идентификации - одобрение товарищей, учителей и родителей (Бибрих, 1987; Елфимова, 1991; Орлов, Творогова, Шкуркин, 1988).
Другое по теме:
Мотивационный подход зарубежных исследователей
Мотивационный подход давно разрабатывается в зарубежном и отечественном менеджменте. Но в его основе лежит классификация потребностей личности разработанная зарубежными исследователями (например, в работах А. Маслоу, Д. Мак Клелланда, Ф. ...
Методы психолого-педагогического воздействия руководителя на личность и
коллектив. Управление развитием коллектива
Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных, деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать колле ...
Психологические особенности педагогов
Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это, значит, обладать сво ...
Меню сайта