Одной из важнейших проблем в психологии (В.М. Бехтерев) считается проблема личности, при этом личность трактуется как интегративное целое. Важнейшей целью многих работ психологов считается изучение человека и развитие его сфер личности, таких, как 1 ) потребностно - мотивационной, 2) эмоционально - волевой, 3) когнитивно - познавательной, 4) морально -нравственной, 5) экзистенционально - бытийной, 6) действенно -практической, 7) межличностно - социальной (И.А. Зимняя).
Психологи признают различные уровни активности человека в поведении и деятельности. Изучая и систематизируя структуру потребностной сферы личности, выделяют так называемый «потребностный треугольник» А. Маслоу, в котором, с одной стороны, высвечивается социальная зависимость человека, а с другой - его познавательная, когнитивная природа, связанная с самоактуализацией. Также нами выделено, что одним из ранних исследований личностной мотивации была работа X. Мюррея, выделившего четыре основные потребности: в достижении, в доминировании, в самостоятельности, в аффилиации.
При изучения психолого - педагогической литературы нами выявлено, что мотивация изучалась как сложная система, в которую входят определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, как инвариант системы (В. Г. Асеев). Особое влияние на раскрытие темы курсовой работы оказали исследования таких ученых, как А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя, В.Г. Степанов, Н.Ф. Талызина, А,К. Маркова, М.Г. Ярошевский, В.Г. Асеев, А. Маслоу, Д. Уотсон, Б. Скиннер и других. Понять особенности мотивации как сложного многоуровневого регулятора жизнедеятельности человека (его поведения и деятельности) стало возможным, анализируя работы А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.И. Божович, Б.И. Додонова, Дж. Аткинсона и других. В работе, используя термины «мотив», «мотивация», «мотивационная сфера», «поведение», «рефлекс», «личность», мы ссылались на определения А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.К. Марковой, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, А.В. Петровского, В.Г. Степанова, И.А. Зимней, А. Маслоу, Р. Мэя, Г. Олпорта и других.
Исследования И.А. Зимней стали базисом для определения основных направлений изучения проблемы (понятие мотивации в психологии, структура мотивации, классификация мотивов, мотивация учебной деятельности и другие). Также важно отметить и то, что рассматривая вопрос мотивации учебной деятельности, изучены подходы Н.Ф. Талызиной, А.К. Марковой, Т.А. Матиса, А.Б. Орлова и других к рассмотрению уровней развития учебной мотивации у подростков.
Таким образом, хотелось бы отметить, что мотивация является одной из наиболее важных проблем в отечественной и зарубежной психологии, что и обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также и методам ее изучения. Следует подчеркнуть, что основным методологическим принципом (И.А. Зимняя), определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической и содержательно-смысловой сторон мотивации.
Вышеперечисленные положения позволяют определить мотивацию как сложную многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки и так далее, а также полимотивированность деятельности и поведения человека.
На основе анализа литературы и проведенного практического исследования, выявляя условия формирования мотивации личности, личностной направленности и влияние этого учебно-профессиональную деятельность, мы определили следующие положения:
1) исследованию мотивационной сферы человека посвящено множество работ, в то же время проблема мотивации не имеет однозначного понимания;
2) мотивы определяют цели развития личности;
Другое по теме:
Развитие отношения, определяющих становление личностного новообразования периода
кризиса трех лет
Уже говорилось, что исходным для нас было представление о становлении личностного новообразования, как появления у детей нового видения мира. Экспериментально было установлено, что на первом году жизни развивается своеобразное отношение р ...
Психокоррекция межличностных отношений в трудовом коллективе с помощью
социально-психологического тренинга
Социально-психологический тренинг (от англ. training – воспитание, обучение, подготовка) является одним из средств коррекции, которыми обладает социальная психология. В.П. Пугачев [37 стр. 116] так определяет тренинг: «Тренинг представляе ...
Предмет и задачи педагогической психологии
Термином «педагогическая психология» обозначаются две существенно разные науки. Одна из них является ветвью психологии, это базовая наука, призванная изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Но под названием «педагог ...
Меню сайта