Основное содержание исследовательской работы посвящено раскрытию понятия мотивации как психологической категории. Хотелось бы рассмотреть вопрос, связанный с профессиональной мотивацией подростков, окончивших среднюю школу и являющихся студентами 1 -ого курса колледжа.
Как следует из вышеизложенного материала, мотивация учебной деятельности и ее развитие - одна из важнейших проблем современной педагогики и психологии. В том числе, исследование мотивации учебной деятельности студентов первой ступени непрерывного профессионального образования продолжает интересовать современных ученых, таких, как А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева, И.А. Зимняя, Н.Ф. Талызина, Ю.М. Орлов, А.К. Маркова, А.Г. Асмолов, Т.А. Матис и других. При этом мотив рассматривается (А.Г. Асмолов) как центральный системно-образующий фактор деятельности, которая сама по себе является источником развития личности; считается, что потребности и стремления личности детерминируют друг друга.
Развивая личностно - деятельностный подход к учению, И.А. Зимняя считает, что так как всякая деятельность, включая учебную, предпосылается потребностью, то преподаватель призван формировать не только познавательные, но и собственно учебные потребности в выработке обобщенных способов действия, приемов усвоения новых знаний, в формировании более развитых умений во всех видах профессионально -ориентированной деятельности. Проблема диагностики и формирования профессиональных мотивов была направлена на выявление иерархии профессиональных мотивов, взаимных влияний отдельных мотивационных компонентов, анализ психолого - педагогических условий их формирования.
В частности, профессиональные мотивы исследовались в рамках проблемы психологической готовности к выбору профессии (в том числе, педагогической), в связи с проблемами самоопределения, развития профессиональных притязаний в процессе обучения. Также профессиональные мотивы рассматривались как фактор, влияющий на эффективность учебной деятельности. В частности, у студентов с высокой успеваемостью преобладают познавательные и профессиональные мотивы, внутренние по отношению к учебной деятельности, со слабой успеваемостью - внешние мотивы (А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева).
Сформированность профессиональной направленности определяется следующими факторами: 1) становление в сознании профессиональной доминанты, 2) сформированность образа мира, 3) сформированность образа профессии, 4) осознание себя как субъекта профессиональной деятельности (А.А. Вербицкий). Профессиональная направленность составляет совокупность профессиональных мотивов как многоаспектное, неоднородное, длительно формируемое образование. Одним из важнейших ее факторов является степень представления студента о специфике избранной профессии. Профессиональная направленность - личностное новообразование, формирующееся в вузовском обучении; ее функциями являются: а) мотивирующая, б) организующая, в) направляющая, г) регулирующая. Динамику педагогической направленности определяют такие факторы, как профессионально значимые качества личности, самооценка, индивидуально - типологические свойства, характер общения студентов (Т.Ж. Качикеев). На формирование педагогической направленности студентов влияет профессиональная идентификация, развиваемая при проведении спецкурсов, анкетирования по выявлению уровня профессионального самосознания студентов, организация экскурсий в школы и институты усовершенствования учителей и другие мероприятия. Немаловажную роль играет соотношение видов самостоятельно работы студентов - творческого, поискового, репродуктивного (И. С Соломко, Т.А.Куликова, Н.А. Стародубова и др.).
Профессиональную направленность относят к структуре психологической готовности к педагогической деятельности. При этом ведущим в структуре психологической готовности к выбору профессии учителя вступает мотивационный компонент, сформированность которого в подростковом возрасте является критерием возрастной зрелости личности.
Современные психологи (Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий) выделяют следующие виды мотивов выбора профессии: 1) профессионально - педагогические, 2) познавательно - образовательные, 3) интеллектуально -развивающие, 4) коммуникативные, 5) эмоциональные, 6) честолюбия, 7) идентификационные, 8) материально - практические, 9) мотивы долга. Наиболее адекватными педагогической деятельности, естественно, являются педагогические и коммуникативные виды мотивов, т.е. внутренние профессиональные мотивы.
При этом А.А. Вербицкий и Н.А. Бакшаева выделяют следующие мотивы профессиональной деятельности: 1) теоретического осмысления основ профессиональной деятельности, 2) профессионального роста, саморазвития, 3) интерес, призвание к профессии, 4) самовыражения, самореализации, 5) сотрудничества с коллегами, 6) совершенствования деятельности, 7) ответственности за результаты профессиональной деятельности, 8) прагматические (престиж, карьера, деньги).
Теперь перейдем непосредственно к исследованию развития профессиональной мотивации, в том числе мотивации профессиональной педагогической деятельности. Для этого рассмотрим психологе - педагогические условия формирования вышеперечисленных мотивов в различных видах обучения.
Другое по теме:
Психологическая дезадаптация при межкультурных контактах
«Ключевой категорией, позволяющей выразить специфику осуществления адаптивной деятельности людей, является понятие «культура» . Адаптивная функция культуры непосредственно, логически выводится из самого определения культуры как способа че ...
Понимание помощи детям
с ранним детским аутизмом в отечественной дефектологии
В 20-х годах XX века В. П. Осипов рассматривал аутизм как «разобщенность больных с внешним миром».
В. А. Гиляровский говорил об аутизме как «своеобразном нарушении сознания самого «Я» и всей личности с нарушением нормальных установок к о ...
Юность – время выбора профессии
Юность – это время выбора жизненного пути. Юноши строят планы, которым суждено или не суждено будет сбыться в зрелости. Начинается и реализация поставленных целей – работа по выбранной специальности, учёба в вузе, иногда создание семьи.
...
Меню сайта