· закрытость для нового опыта и в то же время надежда на «чудесное возвращение мира», не связанное с собственными изменениями;
· появление сверхценных идей у некоторых членов семьи;
· формирование симптоматического поведения.
2. Проявление семейного кризиса на микросистемном уровне:
· нарушения по параметру сплоченности: уменьшение или увеличение психологической дистанции между членами семьи (крайние варианты – симбиотическое слияние и разобщенность);
· деформация внутренних и внешних границ нуклеарной семьи, крайними вариантами которой являются их диффузность (размытость) и жесткость (непроницаемость);
· нарушения гибкости семейной системы вплоть до хаотичности или ригидности (механизм сохранения и усиления негибких способов реагирования – «инконгруэнтная адаптация» – почти универсален в кризисных ситуациях, однако при длительном его использовании нарушается естественный обмен энергии в семье);
· изменения ролевой структуры семейной системы (появление дисфункциональных ролей, жесткое, неравномерное распределение ролей, «провал» роли, патологизация ролей);
· нарушение иерархии (борьба за власть, перевернутая иерархия);
· возникновение семейных конфликтов;
· рост негативных эмоций и критики;
· нарушения метакоммуникации;
· нарастание чувства общей неудовлетворенности отношениями в семье, обнаружение расхождения во взглядах, возникновение молчаливого протеста, ссоры и упреки, ощущение обманутости у членов семьи;
· регресс или возврат к ранним моделям функционирования нуклеарной семьи;
· «застревание» на какой-либо стадии развития семьи и неспособность решать задачи следующих этапов;
· противоречивость и несогласованность притязаний и ожиданий членов семьи;
· разрушение некоторых устоявшихся ценностей семьи и несформированность новых;
· нарушение традиций и ритуалов;
· неэффективность старых семейных норм и правил в отсутствие новых;
· дефицит правил.
3. Проявления семейного кризиса на макросистемном уровне: П актуализация семейного мифа;
· реализация архаичного поведенческого паттерна, неадекватного актуальному контексту существования семьи, но являвшегося эффективным в предыдущих поколениях;
· нарушения внутренних и внешних границ расширенной семьи, крайними вариантами которых являются диффузность и жесткость (непроницаемость) границ;
· нарушения иерархии (например, перевернутая иерархия, межпоколенные коалиции);
· нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевые инверсии, «провал» роли);
· нарушение традиций и ритуалов;
· неэффективность старых семейных норм и правил и несформированность новых.
4.Проявление семейного кризиса на мегасистемном уровне:
· социальная изоляция семьи;
· социальная дезадаптация семьи;
· конфликты с социальным окружением.
В кризисной ситуации может происходить блокировка актуальных потребностей членов семьи, что, в свою очередь, может стать причиной появления симптома у одного из них – чаще всего у ребенка. Последний становится носителем симптома, который позволяет поддерживать старые, сложившиеся взаимоотношения между членами семьи. Симптоматическое поведение появляется в результате стереотипных, «застывших» ролевых взаимодействий, отражая некоторые закрытые темы, прямое обсуждение которых нарушило бы семейные правила. Носитель симптома называется «идентифицированным пациентом».
Другое по теме:
Основание классификации мотивации
Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям. В качес ...
Эксперимент как метод исследования возрастной психологии
Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельн ...
Соцологические методы исследования личности.
Проведение любого социологического исследования начинается с разработки программы исследования. Программа социологического исследования представляет собой достаточно подробное изложение теоретико-методологических подходов, а также методич ...
Меню сайта