Потребность - это состояние нужды в чем-либо. Потребности есть у всех живых существ. Они активизируют организм, направляют его на поиск того, что в данный момент необходимо организму. Основными характеристиками потребностей являются: а) сила, б) периодичность возникновения, в) способы удовлетворения, г) предметное содержание потребностей (т.е. совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена). /40,194/
Итак, потребности, мотивы и цели являются основными составляющими мотивационной сферы человека. При этом каждая из потребностей может быть реализована во многих мотивах, а каждый мотив может быть удовлетворен различной совокупностью целей.
Одним из основных параметров, характеризующих потребностную сферу человека, является иерархизированность, т.е. характеристика ранговой упорядоченности строения. Наиболее известной и разносторонней классификацией потребностей является классификация Абрахама Маслоу. Он выделяет следующие виды потребностей.
1. Первичные потребности:
а) физиологические потребности, которые обеспечивают непосредственно выживание человека. К ним относят потребности в питье, еде, отдыхе, убежище, сексуальные потребности.
б) потребности в безопасности и защищенности (в том числе и уверенности в будущем), то есть желание, стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от неудач и страхов.
2. Вторичные потребности:
а) социальные потребности, включающие в себя чувства принятия тебя окружающими людьми, принадлежности к чему-либо, поддержки, привязанности, социального взаимодействия.
б) потребность в уважении, признании тебя другими, включающая самоуважение.
в) эстетические и когнитивные потребности: в познании, красоте и т.д.
г) потребность в самовыражении, самоактуализации, то есть стремление реализовать способности собственной личности, повысить собственную значимость в своих же глазах.
Для иерархической системы А. Маслоу существует правило: «Каждая последующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда реализованы все предыдущие ступени». При этом, по мнению автора, лишь немногие в своем развитии достигают последней ступени (чуть больше 1%), остальные же просто не хотят этого. Важную роль в реализации оптимальной мотивации играет реализация следующих потребностей: в успехе, признании, оптимальной организации труда и учения, перспективы роста.
Особый интерес в данной теме представляет работа учителя в целом по формированию мотивационной сферы у школьников, включающая актуализацию уже имеющихся положительных мотивов, обеспечение условий для появления новых позитивных установок на учение, коррекцию дефектов мотивации.
Другое по теме:
Психологические особенности леворуких детей
Долгое время считалось, что детей, которые пользуются левой рукой активнее, чем правой, необходимо переучивать, подгоняя под общий стандарт. Но ничего хорошего из такого переучивания не получилось: у детей часто развивались невротические ...
Эргономические основы проектирования рабочих мест
Рабочее место понимается как система функциональных и предметно-пространственных средств, создающих условия для трудовой деятельности, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность исполнител ...
Методологические основы изучения психологии человека
Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возра ...
Меню сайта