Исследование личностных новообразований у детей в период кризиса трех лет

Психологические материалы » Кризис трех лет в онтогенетическом развитии ребенка » Исследование личностных новообразований у детей в период кризиса трех лет

Страница 2

В ходе наблюдений отчетливо проявился своеобразный комплекс поведения детей. Во-первых, стремление к достижению результата своей деятельности: они долго и настойчиво манипулировали: предметом, перебирали варианты действий с ним, отыскивали нужный, практически не отвлекались. Неудача, как правило, не приводила к отказу от задуманного: дети обращались за помощью к взрослому или искали иные, более легкие решения, не изменяя своего намерения, конечной цели.

Во-вторых, достигнув желаемого, они стремились тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряли свою ценность, а радостные переживания по поводу их существенно омрачались. Отрицательное иди безразличное отношение взрослого к демонстрируемому результату вызывало у них аффективные переживания, побуждало с удвоенной энергией добиваться внимания и положительной оценки.

В-третьих, у детей появилось обостренное чувство собственного достоинства, это выражалось в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию достижений взрослым, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве, преувеличениях.

Описанный поведенческий комплекс по предложению М. И. Лисиной был назван гордостью за достижения. По нашим данным, он разворачивается в трех плоскостях отношений - к предметному миру, другим людям и к себе. Рассмотрение их во взаимосвязи позволяет увидеть здесь тот узелок, который завязывается в процессе личностного развития. Однако необходимых доказательств истинности этого у нас не было. Получить их предполагалось в эксперименте, моделирующем естественные условия возникновения исследуемого поведенческого комплекса.

При анализе психологической литературы были выделены критерии, согласно которым описанный нами комплекс "гордость за достижения" правомерно рассматривать как коррелят личностного новообразования. Мы считали, что свидетельством этого являются преобразования в поведении, которые охватывают одновременно три главных стороны отношения человека к действительности и при этом имеют характер не количественного, а качественного изменения, протекающего в достаточно высоком темпе.

Организованная экспериментальная процедура выглядела; следующим образом. Ребенку предлагались разнообразные задачи – на - действия c предметами, взрослый оценивал достигнутые им результаты. Тем самым в эксперименте актуализировались два рода связей: ребенок - предметный мир и ребенок — другие люди, причем во втором случае отношения к себе и другим оказывались, слиты в реакции ребенка на оценку взрослого. Развести их мы считали возможным, используя качественный анализ отношения детей к различным оценкам.

В эксперименте из 5 проб участвовали 30 детей детского сада 2,6— 3,6 лет. Каждая проба включала решение 3 практических задач. 'Гак, в I пробе ребенок должен был собрать собачку-пирамидку, используя картинку; грузовичок, домик из деталей конструктора. За первую задачу, независимо от качества исполнения он получал похвалу, за вторую — оценку "сделал" или "не сделал" соответственно своему результату, решение третьей задачи не оценивалось. При затруднениях экспериментатор предлагал ребенку помощь. Четыре другие пробы строились аналогичным способом, что было связано с необходимостью выявления устойчивых характеристик поведения.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Теоретическое и практическое значение логики
Можно логично рассуждать, правильно строить свои умозаключения, опровергать доводы противника и не зная правил логики, подобно тому как люди выражают свои мысли на языке, не зная его грамматики. Знание логики повышает культуру мышления, с ...

Модель социально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками
Агрессивные дошкольники нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку. Направления психопрофилактической работы в ДОУ с агрессивными дошкольниками: · ...

Замещение.
Замещение – это механизм психологической защиты от неприятной ситуации, в основе которого лежит перенос реакции с недоступного на доступный объект или замена неприемлемого действия – приемлемым. За счет такого переноса происходит разрядка ...