Модели российских и зарубежных социальных служб в работе с агрессивными детьми

Психологические материалы » Модель социально-профилактической работы с агрессивными детьми » Модели российских и зарубежных социальных служб в работе с агрессивными детьми

Страница 1

Опыт социальной работы Красноярского Центра социального здоровья «Качинский» позволил сформулировать ряд теоретических и практических положений, которые можно рассматривать как варианты первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в рамках комплексной медико-психологической и социально-педагогической программы профилактики агрессивного поведения у детей.

На первом этапе работы исследуются клинико-биологические; особенности анамнеза подростков и определяется степень уязвимости их психического здоровья. На втором этапe, оцениваются типы акцентуации характера подростка с определением его принадлежности структуре девиантного поведения и формы агрессивного поведения. И, наконец третий этап связан с оценкой социальной ситуации, в которой, происходит развитие подростка и социально-психологическая коррекция личностных и поведенческих расстройств.

Проводить профилактику намного проще, чем в последствии пытаться что-то изменить. Психопрофилактика - система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятнй, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний.

Первичная профилактика предполагает:

а) изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;

б) изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребёнка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

Вторичная профилактика предусматривает:

а) раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребёнка;

б) исследование генограмм семьи;

в) коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;

г) наличие чётких семейных ролей.

Третичная профилактика проводится в отношении детей, совершивших правонарушение, и её целью является коррекция поведения ребёнка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности ребёнка с учётом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.

Одной из организаций, занимающейся разработкой и распространением программ здорового образа жизни детей во многих странах мира, является «Навыки жизни». Руководитель LSI и автор одноимённой программы д-р Бенджамин Е. Спрангер создал и внедрил национальные программы на базе своей в 27 странах мира, в том числе и России.

Цель программы – обучение детей здоровому образу жизни и навыкам противостояния негативных проявлений социума. В её задачи входит следующее:

1. Развитие социальной и личностной компетентности подростков – помочь молодым людям приобрести навыки, необходимые для того, чтобы лучше понимать себя, сделать положительный выбор в жизни, принимать решение с чётким сознанием собственного поведения и с соответственным отношением к социальным и культурным требованиям общества.

2. Выработка навыков самозащиты и предупреждения возникновения проблем.

Решение каждой из этих задач предполагает формирование определённого социально-психологического навыка:

позитивного общения;

принятия решения;

решения проблем;

критического мышления;

межличностных контактов;

умения постоять за себя и договориться с другими;

сопротивления негативным влияниям сверстников;

совладания с эмоциями;

управления стрессом состоянием тревоги;

социального приспособления;

формирование позитивного «Образа Я».

В русицифицированной форме программа «Формирование жизненных навыков» включает в себя 35 занятий, которые должны проводиться 1-2 раза в неделю.

Тренинг социальных умений или как научиться не создавать себе проблемы применяется в США для работы с агрессивными детьми и подростками.

Одна из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них просто не хватает базовых социальных умений. Например, они не знают, как ответить на провокации других, чтобы поту­шить пламя гнева, а не раздуть его еще больше. Точно так же они представления не имеют о том, как проинформировать других о своих желаниях, и очень рас­страиваются, когда реакции людей не совпадают с их ожиданиями. Зачастую их манера самовыражения по мягкости и деликатности напоминает наждак. А если присовокупить к этому безразличие к эмоциональному состоянию других . В результате они постоянно ощущают сильную фрустрацию, говорят слова и дела­ют вещи, которые настраивают окружающих против них. Похоже, что люди, не обладающие социальными умениями, занимают в каждом обществе свою нишу среди лиц, совершающих насилие. Таким образом, обучая этих людей социальным умениям, которых им так не хватает, можно постепенно уменьшить количество случаев проявления агрессии.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Вербальное общение в процессе беседы
Вербальное общение в процессе беседы в общем смысле предполагает умение правильно обращаться к своему собеседнику, задавать вопросы и слушать его ответы. Одним из основных приемов обращения, позволяющих собеседнику яснее выразить свои мы ...

Определение понятия «общение»
Для определения места компьютерной коммуникации в системе общения требуется прежде всего уточнить содержание понятия «общение». Главная цель естественного языка - установление общения между людьми, которое протекает в обстоятельствах, об ...

Методы разрешения конфликтов
Разъяснение требований к работе Это один из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликт. Нужно разъяснить, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие пара ...