Причины проявления агрессивности у дошкольников

Страница 2

У детей рассматриваемой группы - завышенная самооценка, они ставят себя на первое место, при этом, как им кажет­ся, оценка родителей (отца и матери) совпадает с их собственной. В ответах детей не встретилось ни одного выска­зывания, касающегося желания иметь друзей.

Агрессивность детей второй группы определяется жизненной позицией роди­телей или других членов семьи, отли­чающейся потребительским отношением к окружающему миру, враждебностью к другим людям, стремлением достигать цели особыми средствами. Такие цен­ности и установки впитываются, усваи­ваются ребенком и переносятся им на собственное окружение, ограниченное пока только группой детского сада.

Природа агрессивности в обоих случаях совершенно разная: у детей первой группы агрессивность носит защитный характер и обусловлена неудовлетворением такой базовой потребности, кик потребность в любви и принятии ребенка родителями; во втором случае она является следствием усвоенных от родителей соответ­ствующих ценностей и установок, агрес­сивных форм поведения.

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные фор­мы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из кото­рых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают: все эти формы мож­но увидеть уже в группе детского сада.

Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб; демонстративного крика, на­правленного на устранение сверстника; агрессивных фанта­зий .

Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционны такие «детские» формы прямой вербальной агрессии: дразнилки и оскорбления.

Косвенная физи­ческая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические дейст­вия. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого (ребенок ломает пост­ройку из кубиков другого или мажет красками рисунок подруги); уничто­жение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается, видя возмуще­ние последнего, или ребе­нок с силой бросает на пол чужую машинку, с удовле­творением наблюдая, ужас и слезы ее владельца).

Прямая физическая агрессия представляет со­бой непосредственное на­падение на другого и причинение ему физичес­кой боли и унижение. Мо­жет принимать две формы - символическую и реаль­ную. Символическая пред­ставляет собой угрозы и запугивание (ребенок по­казывает кулак товарищу или пугает его); реальная агрессия - это уже непо­средственное физическое нападение (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, применения в качестве «оружия» палок, кубиков и пр.).

Наиболее часто у подавляющего большин­ства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессив­ных фантазий («Позову бандитов, они тебя по­бьют и завяжут») до прямых оскорблений, у не­которых проявляется физическая агрессия, как в косвенной форме, так и в прямой форме.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Триангулярная теория любви Стернберга
На языке триангулярной теории любви любовь понимается как сочетание трех компонентов, которые представлены в виде вершин треугольника. Эти компоненты - интимность (верхняя вершина треугольника), страсть (левая вершина у основания треуголь ...

Нарушение речи
Афазия – потеря способности говорить вследствие потери речевых зон головного мозга. При афазии больные частично или полностью теряют способность понимать речь или выражать свои мысли в словах. С функцией речи в основном связаны левая вис ...

Диагностическая и функциональная школы социальной работы.
М.Ричмонд — одна из основательниц профессиональной со­циальной работы в XX в. Ее вклад в становление социальной ра­боты связан с обоснованием научных подходов в теории и прак­тике организационной работы, а также с открытием профессио­нал ...