Условия развития образной памяти на уроках литературного чтения в младшем школьном возрасте

Психологические материалы » Мнемические приемы как средство развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения » Условия развития образной памяти на уроках литературного чтения в младшем школьном возрасте

Страница 3

2. Обращайте внимание на последовательность возникающих при чтении картин, их сцепление между собой. Зримо воспроизведите их в уме в том порядке, в котором они появляются в тексте. Думайте об идеях, которые они иллюстрируют.

3. Организуйте идеи в целостную структуру, исходя из последовательности образов. Каждый несет в себе одну или несколько идей. Чтобы извлечь воплощенную в образе идею, достаточно сформулировать ее одной фразой (например, название отрывка). Исследуйте переходы от одних идей к другим.[15, 71-96]

На уроках литературного чтения очень часто ученикам предлагается выучить какое-либо стихотворение. Традиционный способ заучивания стихотворений – заучивание каждого четверостишия по отдельности, а потом соединение их в единое целое. Но, в таком случае, ученик, рассказывая стихотворение, “запинается” между четверостишиями и не может рассказать его в целом, без запинок. Запомнить стихи будет гораздо легче, если вместо текста запоминать мысленные образы, так как стихи построены из образов и метафор, способствующих активации воображения. Розов А.И предлагает следующие способы запоминания стихотворений:

I.Способ “Фотоаппарат”:

1. Прочитайте стихотворение.

2. Переводите текст в образную форму:

а). Прочитайте вслух первую строку стихотворения, концентрируя внимание на содержащихся в ней образах.

б). Закройте глаза и попробуйте зримо представить смысл этой фразы в уме. Если возможно, вовлекайте наряду со зрением и другие чувства.

в). Перейдите к следующей строфе и сделайте то же самое. Поступайте так со всеми строфами.

г). Ясно представьте себе картину образов, содержащихся в стихотворении. Проверьте, так ли это, читая стихотворение вслух, без остановки.

д). Попробуйте воссоздать стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и попытайтесь воспроизвести образы, которые вам запомнились, опишите их словами, приходящими на ум.

е). Проверти себя, перечитывая стихотворение вслух. Если надо, подправьте образы, перечитывая стихотворение очень внимательно. Исправьте также последовательность, в которой у вас эти образы возникают.

ж). Вслушивайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифмы.

3. Расскажите другу или родственнику о стихотворении; сначала опишите и охарактеризуйте стихи, а потом поделитесь впечатлениями от самого текста.

Можно предложить детям и другой способ запоминания стихов:

II. Способ “Повторение”:

1. Повторяйте каждую фразу не более двух-трех раз. После длительного перерыва вновь повторите ее два-три раза.

2. Если стихотворение большое – заучите примерно половину, а потом – все остальное.

3. Если стих маленький, то лучше всего постараться запомнить его целиком.[20, 27-39]

Так как в нашем проекте речь идет о способах развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения, то целесообразно было бы перейти к рассмотрению основных способов развития образной памяти учеников начальной школы на уроках чтения. Методисты Адамович Е.А. и Яковлева В.И. рекомендуют использовать такие основные способы запоминания, как:

I.Способ “Планирование”.

Создание плана – одно из необходимых условий для успешного заполнения текста. И здесь тоже существуют определённые правила:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Отображения внешнего облика человека
Отображения внешнего облика человека, используемые в практике раскрытия и расследования преступлений, принято делить на субъективные и объективные. Субъективные отображения возникают в результате непосредственного зрительного восприятия ...

Особенности использования арттерапии при коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков
Прежде всего рисование и изображение связано с радостью, именно по этой причине Шоттенлоэр Г. рекомендует использовать метод арттерапии при психокоррекционной работы с детьми, имеющими душевные раны, неразрешенные внутренние конфликты, вы ...

Возрастные аспекты креативности.
В большинстве областей творчества выдающиеся достижения принадлежат, как правило, молодым людям, а пик менее значимых приходится на средний возраст (Lehman, 1966). Это можно объяснить по-разному: с возрастом креативность ослабевает, с воз ...