О диапазоне патопсихологических исследований можно судить по докторским диссертациям, выполненным под руководством В.М. Бехтерева: Л.С. Павловская. Экспериментально-психологические исследования над больными «с нарастающим паралитическим слабоумием (1907); М.И. Аствацатуров. Клинические и экспериментально-психологические исследования речевой функции (1908); К.Н. Завадовский. Характер ассоциаций у больных с хроническим первичным помешательством (1909); А.В. Ильин. О процессах сосредоточения (внимания) у слабоумных душевнобольных (1909); Л.Г. Гутман. Экспериментально-психологические исследования в маниакально-меланхолическом психозе (1909); В.В. Абрамов. Объективно-психологическое исследование творчества и других интеллектуальных функций у душевнобольных (1911) и др.
Представителями школы В.М. Бехтерева было разработано много методик экспериментально-психологического исследования душевнобольных. Некоторые из них (методика сравнения понятий, определения понятий) вошли в число наиболее употребляемых в советской психологии.
Сохранили значение для современной науки и сформулированные В.М. Бехтеревым и С.Д. Владычко требования к методикам: простота (для решения экспериментальных задач испытуемые не должны обладать особыми знаниями, навыками) и портативность (возможность исследования непосредственно у постели больного, вне лабораторной обстановки).
В работах бехтеревской школы отражен богатый конкретный материал о расстройствах восприятия и памяти, мыслительной деятельности, воображения, внимания и умственной работоспособности. Результаты экспериментов сопоставлялись с особенностями поведения больного вне экспериментальной ситуации. В историях болезни, написанных с позиций объективной психологии, содержатся ценные для психологического анализа сведения о нарушениях личности, сознания и самосознания, эмоционально-волевой сферы. Излагаются они в динамике, которая позволяет видеть условия и стадии развития психического дефекта, проявляющиеся в реальной жизнедеятельности человека.
Некоторые патопсихологические исследования школы представляют интерес как исторический факт «деятельностного» подхода к психическим явлениям. Так, в многосторонних исследованиях сотрудников В.М. Бехтерева ассоциации выступают не механическим сцеплением представлений, а результатом деятельности, зависимым от ее строения и динамики. Или, например, речь анализируется в системе целостного поведения; ее особенности в экспериментальной беседе сопоставляются с речью больного в иных обстоятельствах; показывается, что сходные речевые реакции могут иметь разную природу, отсутствие или извращение речевой реакции возможно не только из-за умственной недостаточности, но и как выражение негативизма, «непроизвольного, но сознательного стремления больных уклониться от внешнего влияния на их волю». Весь этот объективный материал вполне может быть проанализирован в русле современней теории деятельности.[7]
[1] См.: Орлова М.М. Клиническая психология// Конспект лекций.-М.: Юрайи – Издат, 2009
[2] См.: Электронный словарь [Электронный ресурс].-www.
slovari.yandex.ru/d
[3] Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений.2-е изд.М.: «Академия», 2003.
[4] [Электронный ресурс].- www.fictionbook.ru/
[5] [Электронный ресурс].-
www.medpsy.ru/zdravo/zdravo001
[6] Медицинская психология. – (Методические указания). /Автор-составитель Т. П. Пушкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
1 Рональд Комер Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики//Серия «Психологическая энциклопедия».3-е международн. Изд.М.: «ОЛМА – ПРЕСС»,2002.
[7] Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений.2-е изд.М.: «Академия», 2003.
Другое по теме:
Мотивационные образования и мотивационные черты личности
И в обыденной жизни, и в психологической литературе наряду с понятием мотивы мы часто говорим о наших желаниях, влечениях, намерениях, различных интересах личности, которые также побуждают человека к деятельности и нередко принимаются за ...
Процедура исследования
Процедура тестирования достаточно проста и позволяет проводить как индивидуальное, так и групповое обследование.
Перед началом тестирования для того, чтобы снизить вероятность искажения результатов, важно установить благожелательную атмо ...
Теории происхождения лидерства.
Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства. «Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией», от слова «харизма», т.е. «благодать», которая в различных системах религии интерпретировалась к ...
Меню сайта