1) сохранив существенные функциональные и морфологические свойства прототипа, изменить схему его технологического изготовления;
2) не приспосабливать новую технологию к воспроизводству морфологии ремесленных образцов, а перепроектировать саму морфологию с учетом новой технологии, не меняя функционального назначения вещи.
В конце XIX в. закладывается функциональный принцип проектной деятельности: проектировать не вещи, а функциональные процессы и эффекты. Например, проектировать не светильник, а освещение; не кресло, а комфорт; не бензоколонку, а оптимальное обслуживание клиента. В последнем случае бензоколонке проектировщик уделяет минимум внимания — она "просто ящик", куда сложено минимально необходимое оборудование (насос, фильтр, счетчик, указатель). Основное внимание дизайнера направлено на организацию функционального пространства: навеса от дождя, оптимального размещения указателей марок топлива и пр.
Художественное конструирование. Как показала практика, внедрение новых промышленных продуктов в сложившуюся культурную среду нередко приводило к конфликту, вызывая отрицательную реакцию общества (старые культурные образцы разрушены, а новые еще не сложились). Таким образом, объективно возникла задача формирования новой художественной идеологии и ее соединения с проектной деятельностью. Появляется специфический тип проектной деятельности — художественное конструирование. Заметим: современное наименование этой специальности — инженер-художник. Ее особенность заключается в том, что дизайнер должен уметь мыслить категориями техники и говорить с инженером на одном профессиональном языке. Но для дизайнера предметный мир делится не по техническому принципу, а по сфере и образу человеческой деятельности: сферы труда, отдыха, общения, обслуживания дома и семьи, спорта и т. д. Таким образом, специальность инженер-художник интегрирует в себе существенные признаки профессий типа "человек-техника", "человек - художественный образ", "человек-знак", "человек-человек".
Главная цель дизайна — включать технические достижения в мир человеческой культуры путем создания культурных образцов промышленных изделий, способствующих формированию гармоничной предметной среды для человека одна из задач — создание изделий, которые находят сбыт и применение в настоящее время.
Художественное моделирование. Содержательно задачи дизайна сводятся не к приданию вещи какого-либо образа, но — опираясь на образный подход — к воссозданию в проекте "гармоничного целого", "живой формы жизнедеятельности" человека. Современный дизайн ориентирован на воссоздание в художественной модели бытия образа вещи, который был бы органичен данной культуре и воплощал бы ее наиболее органичные тенденции, что предполагает своеобразный "диалог с потребителем".
Развивая данную тенденцию, современный дизайн не ограничивается адаптацией промышленных товаров к определенной культурной среде и запросам людей, а идет дальше — к "диалогу человека с миром", к формированию самого бытия человека. Так, при моделировании строгого "мужского" костюма для женщин выясняется, что, например, часы для них утрачивают былую ценность ювелирного украшения и требуют иных форм, иных образных воплощений.
Другой пример. Моделирование приборов может идти по одному из двух основных типов:
♦ дискретно-цифровая индикация;
♦ непрерывно-образная (предметно-пространственная).
Образ часов со стрелками наглядно воплощает идею цикличности времени; фиксация ежесекундных разрядов настойчиво напоминает о невозвратно убегающих мгновениях жизни (которые в аспекте
Другое по теме:
Леворукость как психолого-педагогическая проблема
Исследователи, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчеркивают, что леворукие дети требуют особого подхода, особого внимания, тем более при поступлении в школу. Многие рассматривают их как группу ри ...
Эмоциональная сфера личности
Под эмоциональными явлениями в современной психологии понимаются субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям. Само слово "эмоция" происходит от латинского "emovere", ч ...
Сущность психических состояний
Психология состояний (ПС) до настоящего времени является мало изученной проблемой. В данной области наиболее известны исследования таких авторов, как, А.В.Брушлинский, Л.П. Гримак, Л.Я. Дорфман, Н.Д. Левитов, Ю.Е.Сосновикова, А.Н. Леонова ...
Меню сайта