Цель, этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по решению проблемы исследования

Психологические материалы » Методология исследования соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентаций » Цель, этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по решению проблемы исследования

Страница 2

Таблица 1

Уровни механизма дифференциации ценностных ориентаций подростков

Школа

Уровни механизма дифференциации ценностных ориентаций подростков

Очень низкий уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Начало экспер-та

Конец

экспер-та

Начало

экспер-та

Конец

экспер-та

Начало

экспер-та

Конец

экспер-та

%

%

%

%

%

%

109 (Эг)

83.3%

9.5%

15.5%

32.1%

1.2%

58.3%

81 (ЭГ)

80.9%

4.8%

16.7%

33.3%

2.4%

61.9%

5 (КГ)

73.8%

6%

22.6%

73.8%

3.6%

20.3%

Рис.1. Уровни механизма дифференциации ценностных ориентаций подростков

В экспериментальных классах количество учащихся с высоким уровнем развития механизма дифференциации ценностных ориентаций составляет 58.3% и 61.9% учащихся, в контрольных – 20.3%. Это позволяет охарактеризовать в экспериментальных классах степень личностной зрелости как вполне соответствующую возрастным и социальным критериям развития (в то время как в контрольных классах, наоборот отмечаем несоответствие), а также говорит о выстраивании индивидуальной системы ценностей в определённую иерархическую структуру, выражающую менее и наиболее актуальные жизненные цели, формирования комплекса ценностных ориентаций с определённым набором ценностей, ценностных отношений.

В контрольных классах превалирует процент учащихся с низким уровнем развития механизма дифференциации - 73.8%, поэтому нельзя утверждать, что данный механизм превратился в устойчивую личностную характеристику.

Также существует некоторый процент учащихся в экспериментальных классах с низким уровнем развития механизма дифференциации - 32.1% и 33.3%. Данная часть учащихся в контрольных и экспериментальных классах не осознали свою жизненную позицию, не определили своего личностного отношения к ценностям окружающего мира. В экспериментальных классах процент таких учащихся ниже на 41.7% и 40.5%, что характеризует эффективность программы.

В этот период начинаются конфликты с взрослыми и все силы направляются на противостояние всему адекватному, уровень критичности по отношению к взрослым возрастает, учащиеся считают, что их принижают, недооценивают, поэтому реальные и адекватные ценности оттесняются на второй план из-за недостаточности личностных ресурсов. Механизм дифференциации формируется медленно или не срабатывает, находясь в угнетённом конфликтами состоянием.

Итак, после реализации воспитательно-коррекционной программы предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций улучшение результатов происходит за счёт того, что она направляет и упорядочивает развитие ценностных ориентаций, формирует и укрепляет приемлемую жизненную позицию. Это объясняется тем, что данный возраст сензитивен для формирования ценностных ориентаций как основ жизненной позиции, которая способствует становлению мировоззрения, формированию эмоционально-ценностного отношения к себе.

Программа с первых мероприятий обеспечивает деловое сотрудничество, что повышает самооценку подростка и даёт возможность поверить в свои силы, рассчитывать на успех, важная роль принадлежит успешности в деятельности; чего чаще не хватает учащимся, не включённым в программу. Обеспечивается снижение определённых кризисных и конфликтных ситуаций, так как возникают устойчивые ценности, мотивы поведения.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Структура беседы
Несмотря на очевидное многообразие типов беседы, все они имеют ряд постоянных структурных блоков, последовательное движение по которым обеспечивает беседе полную целостность. Вводная часть беседы играет очень важную роль в композиции. Им ...

Анализ деятельности ОАО «Морозовсксельмаш»
Открытое акционерное общество «Морозовсксельмаш» является юридическим лицом, действует на основании Устава и Законодательства Российской Федерации. Устав предприятия разработан в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и ...

Мышление как процесс.
Процесс познания на уровне мышления, процесс соотнесения объектов, образов, понятий и символов может быть развернутым и хорошо осознаваемым в силу того, что сознанию уже представлены объекты, с которыми производятся операции. Процесс мышл ...