При предъявлении детям неозвученной игрушки мы наблюдали следующие ориентировочно-исследовательские действия: рассматривание - 16 действий; захват игрушки - 21 действие; выслушивание игрушки (поднесение к уху) - 7; по 1 случаю поглаживание по поверхности ладонью или пальцами, сжимание (с силой, как резиновую игрушку), надавливание на шарик; 7 раз зафиксировано обследование частей; постукивание игрушкой по поверхности стола или пола - 3; встряхивание производилось 14 раз; действия приложения встречалось однократно; оральное обследование погремушки зафиксировано в 7 случаях.
Анализ основных ориентировочно-исследовательских действий показывает, что их большая часть приходится на захват (26,6%), рассматривание (20%), встряхивание (17,7%) - то есть на действия, направленные на общее, глобальное восприятие предмета: его формы, величины, массы и пр. Такие действия изолированно не могут дать полную картину воспринимаемого предмета и не способствуют формированию полного представления о нем, а также не побуждают ребенка к активному манипулированию с предметом.
Следующая группа ориентировочно-исследовательских действий, которые с одинаковой частотой встречались при проведении исследования, состоит из действий выслушивания, обследования частей и ротового обследования (по 8,9%).
Такие действия направлены на более детальное изучение предмета, его внешних и внутренних качеств. Однако малое использование такого рода действий детьми дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью не способствует созданию у них более полной картины воспринимаемого предмета.
Действия поглаживания, сжимания, надавливания, приложения направлены на изучение особенностей, «внутренних» характеристик предмета, таких, как фактура материала, из которого изготовлен предмет, его упругость и пр. Эти действия встречались лишь в единичных случаях и составляли всего лишь 1,3% от общего числа ориентировочно-исследовательских действий.
Таким образом, дети дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью при обследовании игрушек совершают преимущественно действия, направленные на получение самой общей, мало дифференцированной информации о предмете.
При выполнении второго задания (со звучащей игрушкой) мы зафиксировали изменения в характере и количестве познавательных решений. Так, общее количество познавательных реакций увеличилось и стало равно 134 (по сравнению со 129 в первом задании) (таблица 3.2). Общее увеличение произошло за счет манипуляций, которых стало 39, а в предыдущем задании было 23.
Количество ориентировочно-исседовательских действий уменьшилось, мы зарегистрировали 67 действий этого вида; число зрительных реакций незначительно уменьшилось (с 28 до 26). Наблюдалось также количественные и структурные изменения в ориентировочно-исследовательских действиях (таблица 3.3).
Так, по-прежнему большую группу составили действия захвата (25), встряхивания (20) и рассматривания (9).Однако теперь наметились значительные изменения в частоте проявления действий: уменьшилось количество действий захвата, они составляют 37,3% ориентировочно-исследовательских действий; встряхивание - 29,8%; рассматривание -13,4%. Это, по-видимому, обусловлено смещением акцентов ориентировочно-исследовательской деятельности, связанным со снятием элемента новизны игрушки и введением нового признака - озвученности.
Вторую группу ориентировочно-исследовательских действий по-прежнему составляют действия выслушивания (5), обследования частей (3) и оральное обследование (3). Однако, как видно из таблицы 3.3, количество этих действий уменьшилось почти вдвое по сравнению с предыдущим заданием и составляет только 7,5%, 4,5% и 4,5% соответственно. Количество действий постукивания игрушкой по поверхности пола или стола изменилось минимально и составило 3% от общего количества (2 случая).
Другое по теме:
Билингвизм и коммуникативная сензитивность
Поскольку билингвы, живущие в двуязычной среде, часто переключаются с одного языкового кода на другой, у них подсознательно развивается способность к чуткому (сензитивному) восприятию окружающих и понимание особенностей коммуникации в кон ...
Методы активного воздействия на состояние человека
Основной целью использования методов коррекции функционального состояния организма человека и профилактики возможных нарушений, является повышение его резервных возможностей и устойчивости в условиях воздействия негативных факторов среды. ...
Разговорный вариант презентации
Я бы хотела защитить свою курсовую работу. Ее тема – методы борьбы со стрессом в управленческой среде. На мой взгляд, это одна из глобальных проблем настоящего времени и требует к себе заслуженного внимания.
Пол века назад Ганс Селье вве ...
Меню сайта