Основной задачей данного исследования являлось изучение актуального уровня развития сенсорно-перцептивной сферы детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и создание на этой основе методической системы сенсорного воспитания. Для достижения этой цели предполагалось решить ряд задач. Во-первых, получить возможно более полную картину сенсорного развития детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Во-вторых, определить потенциальные возможности сенсорно-перцептивного развития детей этой категории.
Изучение особенностей сенсорно-перцептивной деятельности детей с глубоким нарушением интеллекта проводилось в 2007 году на базе….
В исследовании принимало участие 28 детей (16 мальчиков и 12 девочек) в возрасте от 4 до 8 лет, в том числе.
Все дети имеют умственную отсталость. В том числе: умственная отсталость в степени легкой имбецильности зафиксирована у 10 человек, умственная отсталость в степени имбецильности - у 14 человек, умственная отсталость в степени выраженной имбецильности - у 4 человек.
Мы приняли следующий порядок эксперимента: на первом этапе особенности сенсорно-перцептивного развития изучались на основе наблюдения за детьми в ходе занятий, свободной деятельности и в процессе проведения режимных моментов. Второй этап предполагал проведение индивидуального психолого - педагогического эксперимента.
Наблюдение за свободной деятельностью детей проводилось в игровом уголке в процессе их деятельности с сюжетными и дидактическими игрушками. Задачей наблюдения являлось:
а) выявление наличия самостоятельной деятельности детей;
б) выявление уровня развития действий с игрушками.
Предпринятое наблюдение за деятельностью детей в процессе проведения режимных моментов, на занятиях и в ходе самостоятельной деятельности позволило определить оптимальное содержание и условия проведения психолого-педагогического эксперимента.
Изучение особенностей сенсорно-перцептивного развития детей дошкольного возраста на втором этапе проводилось в ходе индивидуального психолого-педагогического эксперимента.
Эксперимент включал задания, направленные на изучение ориентировочной деятельности детей по обследованию игрушек.
Эксперимент проводился индивидуально в привычной для ребенка обстановке групповой комнаты. Каждый день перед началом эксперимента ребенку была предоставлена возможность «поиграть» с понравившейся игрушкой (мяч, колокольчик, воздушные шары, электро-музыкальная игрушка) в течение непродолжительного времени.
Были предложены задания, направленные на изучение ориентировочной деятельности детей по обследованию игрушек.
Данные задания представляют собой адаптированный вариант методики исследования восприятия детей раннего возраста Г.А.Урунтаевой. В предлагаемых заданиях особенности восприятия и обследовательские действия были изучены в ходе специфических и неспецифических манипуляций, производимых ребенком.
Материал для исследования. Для исследования подбирались две одинаковые игрушки: погремушки (шарики на ручке); пластмассовые машинки, отличающиеся по цвету (белая и красная); резиновые игрушки-кенгуру, отличающиеся по размеру (соотношение 1:3).
Задание 1. Ребенку показывали погремушку на расстоянии 30 см от его глаз. Целью данного задания являлось выявление реакции ребенка на зрительно воспринимаемый объект и осуществляемые при этом действия ребенка.
Если ребенок не захватывал игрушку, то её вкладывали в правую руку ребенка с целью изучения обследовательских действий детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью и установлении роли моторного компонента в активизации обследовательских действий.
В случае отсутствия реакции ребёнка взрослый медленно перемещал неозвученную погремушку на уровне глаз ребенка и на расстоянии 30 см от них от одного края стола до другого со скоростью примерно 5 сантиметров в секунду для изучения реакций детей на движущийся объект.
Задание 2. Такую же, но озвученную, погремушку взрослый показывал ребенку как и в первом задании, но через каждые 30 секунд встряхивал ее
по 5 секунд. Целью данного задания является выявление влияния подключения дополнительного анализатора (в данном случае - слухового) на интенсивность и качество ориентировочных действий.
В том случае, если введение дополнительного признака не побуждало ребенка к реагированию, задание продолжалось аналогично второй части первого задания, но с озвученной игрушкой. При этом первые 5 секунд взрослый проводил пассивные движения правой рукой ребенка с целью заставить звучать игрушку. Эта часть задания имела своей целью выявить значение комплексных воздействий для побуждения дошкольника с выраженной интеллектуальной недостаточностью к совершению обследовательских действий.
Другое по теме:
Психологический климат группы.
Механизмом формирующего влияния группы на ребенка является психологический климат, а вернее, социально-психологический климат группы.
Социально-психологический климат группы – это система отношений, влияющих на самочувствие личности и те ...
Истерическая личность и сценическая личность у
женщин
Как истерическое, так и сценическое расстройства личности имеют разные характеры у мужчин и женщин. Рассмотрим особенности этих расстройств, а также общие для каждого из двух полов.
Главная характеристика истерической личности женщин — э ...
Значение методологических проблем в современной науке
Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки, особенно в современную эпоху, когда в связи с научно-технической революцией крайне усложняются задачи, которые приходится решать науке, и резко возрастает значение те ...
Меню сайта