Таким образом, можно сказать, что установки в национальном пространстве, по-видимому, залегают на уровне несколько более глубоком, чем повседневный национальный дискурс. В этом случае нам необходимо описать объекты национализма исходя из общего представления о "национальном" для того, чтобы впоследствии из него вычленить то, что можно идентифицировать как национализм.
В самом общем виде мы можем выделить четыре группы национальных объектов.
Во-первых это национальность в принципе. "Национальность – это некоторый факт, который существует, это характеристика человека, несущая какие-то его культурные черты. Во-вторых это национальность самого человека. В-третьих, это другие люди, принадлежащие к "моей" национальности. "Люди одной национальности как родственные души воспринимаются. В-четвертых, - люди "иной чем я" национальности "Я к людям другой национальности отношусь
Подчеркнем при этом, что "национальность" в данном контексте обозначает термин синонимичный не только нации, что предполагалось бы по звуковому созвучию, но и этнической группе. Связано это со спецификой бытового русского языка и трудностью разграничения национального и этнического на уровне повседневного речевого поведения.
На основании анализа высказываний участников фокус-групповых исследований нами было выделено 87 утверждений, демонстрирующих различные установки, по отношению к одному из четырех представленных объектов. Для более подробного изучения специфики национальных установок и выделения из них "националистической" составляющей мы провели исследование опросного характера, направленное на изучение согласия-несогласия респондентов с данными утверждениями. Всего было опрошено 50 молодых людей 14-17 лет.
Анализируя полученные результаты можно предположить, что этно-национальные установки, являющиеся, с точки зрения предложенного нами определения, "отражениями" социальной идентичности с большой социальной группой, определяемой на основе представления о ее культурной и/или биологической гомогенности и социально-исторической тождественности, проявляются в области всех четырех объектов представлений о национальном.
В области абстрактного концепта национальности и представлений о собственной национальности этно-национальные установки утверждают позитивное влияние и актуальность национальности для современного мира и значимость ее для самой личности.
В пространстве межнациональных отношений картина несколько более сложная. С одной стороны этно-национальные установки очевидно должны проявляться в ощущении близости с "людьми своей национальности" и "чувствительность к межнациональной проблематике". С другой стороны, исходя из современных представлений о социальной идентичности мы не можем однозначно утверждать, что этно-национальным установкам должно сопутствовать и позитивное отношение к "своим" и неприятие "чужаков". Теоретически можно предположить ситуации когда поддержание национальной идентичности через ингрупповой фаворитизм при отсутствии аутгрупповой дискриминации будет вести к позитивному отношению к "людям своей национальности" не связанному с неприязнью к "чужим".
Другое по теме:
Методические основы проведения лекции
Известно, что студенты нередко хорошо информированы о лекторе, еще не приступившем к чтению своего курса, да и о самом курсе. Если преподаватель читает свой курс ежегодно, то складывается определенное традиционное отношение аудитории, в и ...
Манипулирование как альтернатива созиданию
психологического кризиса
В данном случае, происходившие в период с 1985 по 1991 год различные экономические, политические и социально-культурные процессы, для темы нашего исследования представляют интерес лишь в той мере, насколько они смогли повлиять на существо ...
Понятия физического и психического здоровья: норма, патология
«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», – записано в уставе Всемирной организации здравоохранения.
В общем понятии здоровья имеются две ...
Меню сайта