Следует отметить и традиционную стимульно-реактивную ориентацию исследований. Многочисленные детерминанты аттракции, выявленные в них, как правило, выступают в качестве стимулов, что и обусловливает построение соответствующих (по Карнеги) рекомендаций. Присущая тому времени исследовательская эйфория открытия общих законов человеческих взаимоотношений в последующем сменилась периодом пессимизма, особенно характерным для поведенческой психологической традиции. В доказательство полезности работы, проведенной представителями поведенческой традиции, можно констатировать: без нее не были бы возможны как фиксация феномена аттракции, так и его экстенсивное изучение, создавшее необходимую базу для последующего углубленного анализа.
В 70-е гг. в поведенческой традиции к феномену межличностной аттракции начала использоваться цепь подкрепления, разработанная Лоттом и пытающаяся аккумулировать идеи теории баланса и обмена, в соответствии с которыми решающей предпосылкой межличностной аттракции является включение во взаимоотношения подкреплений. Если ваши действия получают подкрепление со стороны других людей, отношении к ним и формируется аттракция.
Другая модификация интерпретации теории научения к межличностной аттракции получила название модели подкрепления-эмоций Барна и Клора. В ней подкрепление дополнено эмоциональным компонентом. Логика полностью соответствует классическому обусловливанию И.П. Павлова. Как собака научается установлению ассоциации между пищей и звонком, так и человек устанавливает ассоциации с позитивными характеристиками других людей и окружения.
Модель подкрепления-эмоции включает следующие положения:
1. Люди идентифицируют воздействующие на них стимулы поощрения или наказания и стремятся к нахождению первых и избеганию вторых.
2. Позитивные чувства ассоциируются с поощрением, а негативные — с наказанием.
3. Стимулы оцениваются в определениях вызываемых ими чувств. Оценка позитивна в случае возникновения позитивных чувств и негативна — при возникновении негативных чувств.
4. Любой нейтральный стимул, ассоциируемый с позитивным подкреплением, вызывает позитивные чувства и наоборот.
Соответственно, вызывание симпатии или антипатии конкретными людьми связано с теми чувствами, которые ассоциируются с ними. Безусловно, поведенческая интерпретация феномена межличностной аттракции является слишком упрощенной, но, одновременно, полностью соответствующей общей стимульно-реактивной методологической модели.
В последнее время начинает пониматься сложность феномена межличностной аттракции, его динамическая и процессуальная природа.
Единственно четко зафиксированной констатацией является тот факт, что люди предпочитают выстраивать позитивные отношения с теми, кто создает возможности для взаимопоощрения. Во многом эти идеи базируются на теории социального обмена Хоманса. Описывая межличностные отношения при помощи концептуального аппарата, заимствованного у экономики, Хоманс использует коэффициент затрат/приобретений, расшифровывающийся опять-таки при посредстве рациональной аналогии — человек взвешивает возможные затраты на достижение цели и получаемую выгоду. Если затраты окупаются — отношения позитивны, если они превышают прибыль, то отношения становятся негативными. Логически взаимовыгодные отношения, казалось бы, составляют фундамент межличностной аттракции. Но в реальной жизни человек далеко не всегда рационален в своих чувствах и поступках и не всегда уподобляется бухгалтеру, подводящему баланс взаимоотношений.
Психологи Фоа утверждают шесть типов межличностных отношений, включающих обмен ресурсами:
1. Товары — любые продукты или объекты.
2. Информация — советы, мнения или рекомендации.
3. Любовь — нежные взгляды, тепло или комфорт.
4. Деньги — любые деньги или все то, что имеет цену.
5. Обслуживание — любая телесная активность или принадлежность человеку.
6. Статус — оценочные решения, предоставляющие высокий или низкий престиж.
Любые из этих ресурсов могут быть объектами взаимообмена во взаимоотношениях людей. В соответствии с данным подходом в большинстве межличностных отношений мы пытаемся использовать минимаксную стратегию, предполагающую минимизацию затрат и максимизацию выгоды. Эта стратегия может реализовываться как преднамеренно, так и непреднамеренно.
Итак, общение – это процесс, имеющий несколько сторон. Одной из них является персептивная сторона общения, характерной чертой которой является то, как одни социальные объекты воспринимают другие.
Итак, под межличностной аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга.
Другое по теме:
Личностные особенности больных сердечнососудистой системы и желудочно-кишечного
тракта
Гипертоническая болезнь (ГБ)
– одно из самых распространенных заболеваний населения в развитых странах. Как отмечают О.В. Кербиков, М.В. Коркина, А.В. Снежневский, заболевание возникает в результате более или менее интенсивных и длительн ...
Основные теории лидерского поведения
Рассматривая теории лидерского поведения, прежде всего, можно выделить изученные выше авторитарный, демократический и либеральный типы лидерства.
Характеристиками авторитарного стиля руководства являются:
· сосредоточение всей власти и ...
Принципы педагогической психологии
Психологическая педагогика — самостоятельная дисциплина, отличная от педагогической психологии, собственно педагогики или дидактики. Сфера психологической педагогики — теоретическое обоснование и разработка методов причинно-генетического ...
Меню сайта