При наблюдении можно пользоваться как качественным описанием событий, так и количественным. Анализ результатов также может быть качественным и количественным. Для того чтобы в какой-то мере уменьшить субъективизм наблюдателя при описании и обработке результатов, широко используется психологическое шкалирование. Оно направлено на оценку степени выраженности наблюдаемых признаков.
Шкалирование осуществляется в основном с помощью бальных оценок. Степень выраженности признака растет пропорционально количеству баллов в шкале. Обычно используются 3 – 10 –бальные шкалы. Такие шкалы называют числовыми.
Примеры. 1. Активность 0 1 2 3 4 5.
2.Какой интерес проявляет ребенок во время занятий:
совсем не проявляет (1 балл);
едва проявляет (2 балла);
проявляет какой-то интерес (3 балла);
проявляет большой интерес (4 балла);
проявляет жгучий интерес (5 баллов).1
Другой вариант представляют шкалы прилагательных, которые выражают либо интенсивность, либо частоту исследуемого признака.
Например, общительный: вполне – средне – умеренно – вовсе нет;
пунктуальный: всегда – обыкновенно – средне – иногда – никогда.
Применяется и графическая форма шкалы, при которой оценка выражается величиной части отрезка прямой, крайние точки которого отмечают нижний и верхний баллы.
Виды наблюдений. В психологических исследованиях применяется широкое разнообразие видов, форм наблюдений. К числу наиболее распространенных видов можно отнести следующие.
Наблюдения хронологические: лонгитюдные, или «продольные» (проводят в течение длительного времени, обычно ряда лет и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта изучения); периодические (проводятся в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени); единичные, или однократные (обычно представлены в виде описания отдельного случая).
В зависимости от ситуации наблюдения могут быть полевые (естественные для жизни наблюдаемого условия), лабораторные (объект наблюдается в искусственных условиях) и спровоцированные в естественных условиях.
В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть открытым или скрытым (например, через стекло Гезелла), наблюдением со стороны или включенным (исследователь является членом группы, полноправным ее участником). Включенное наблюдение, как и наблюдение со стороны, может быть открытым или скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито).
Перечисленные классификации не противостоят друг другу, и в реальном конкретном исследовании могут сочетаться их разные виды.
б) беседа
Беседа как метод психодиагностики имеет некоторые различия по форме и характеру организации.
Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью. Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). По форме оно бывает свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе); стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкие стратегия и тактика) и частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная). Стандартизованное интервью следует применять только тогда, когда отвечающий охотно идет на это. Интервью не должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживать отвечающего.
В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью – это метод получения информации общего содержания и направлен на «зондирование» различных аспектов поведения, свойств личности, характера, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей, положения в семье, отношения к родителям, братьям и сестрам и так далее. Оно может быть управляемым и неуправляемым («исповедальным»). Клиническое интервью – это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.
Определенные трудности в применении метода беседы возникают у психолога при работе с детьми. В этом случае стандартизованное интервью пользуется редко. Психолог стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью). У детей чаще всего отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и поэтому не всегда удается сразу установить с ними контакт, так необходимый при проведении беседы. В этих случаях у психолога должны быть под рукой яркие игрушки, цветные карандаши, бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенка и склоняют его к общению. В процессе беседы следует отмечать и такие моменты, как пауза, интонации, тон, темп речи и так далее.
в) анализ продуктов деятельности (контент – анализ)
В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке – это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием «документальный источник» понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, творческие результаты в разных видах искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и тому подобное).
Другое по теме:
Типология лидерства
Одна из первых типологий лидерства была предложена социологом Максом Вебером. Он описал следующие типы лидеров:
· рациональный тип (человек, которому люди добровольно подчиняются);
· традиционный - подчиняются потому. Что так исстари по ...
Особенности мотивации профессиональной деятельности
Реализация стратегических задач и краткосрочных планов любой организации предполагает выполнение ее персоналом (привлекаемыми человеческими ресурсами) определенных действий, часто называемых производственными функциями. В тоже время эффек ...
Эмпатия
Эмпатия - это мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью "понять" переживания и чувства познаваемого человека, без помощи слов, не опираясь на мышление, а с помощью ощущений, чувств, эмоций и последующего ос ...
Меню сайта