Эти методы носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.
Принято различать следующие группы проективных методов:
· метод структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;
· метод конструирования: создание из деталей осмысленного целого;
· метод интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;
· метод дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;
· метод катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;
· метод изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;
метод изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.
г) психофизиологические методы
Психофизиологические методы диагностируют природные особенности человека, обусловлены основными свойствами его нервной системы. Они разрабатывались отечественной школой Теплова – Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получившего название дифференциальная психофизиология.[1] Эти методы имеют ясное теоретическое обоснование – психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений.
Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости и так далее).
Одна из черт психофизиологических методов, диагностирующих индивидуальные различия: они лишены оценочного подхода к индивиду. Проводя тесты интеллекта или способностей, исследователь дает в конечном счете оценочное заключение: один испытуемый выше или лучше другого, один ближе к нормативу, другой дальше. Оценочный подход имеет место и в некоторых личностных тестах, опросниках, правда, не во всех, а только в тех, где ставится цель выявить некоторые общепризнанные человеческие достоинства или констатировать их отсутствие. Диагностические психофизиологические методы не претендуют на оценку, поскольку нельзя утверждать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. В одних обстоятельствах лучше проявят себя люди с одними свойствами нервной системы, в других – с другими.
По своей форме большинство психофизиологических методов являются аппаратурными: используются как электроэнцефалографы, так и специальная аппаратура. Но в последние два десятилетия были разработаны методы типа «Карандаш и бумага» (бланковые методы). Для практического психолога они представляют собой интерес, поскольку их можно широко использовать в школьной практике и непосредственно на производстве. Как аппаратурные, так и бланковые методы носят индивидуальный характер.
Другое по теме:
Развитие мелкой моторики
При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка разв ...
Этапы процесса психологического консультирования
а) Подготовительный этап консультирования
На данном этапе устанавливается график и очередность консультирования. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущих клиентах, проводит предварительные беседы с официальными л ...
Мотив достижения в структуре креативной личности.
В проблематике исследования творческой личности обращается особое внимание на мотивацию, которая тормозит или стимулирует процесс творчества. В частности, Д. Б. Богоявленская выявила влияние ряда личностных качеств, в том числе мотивацион ...
Меню сайта