В профессиональной направленности личности судьи, в избирательности его поведения важную роль играют нравственные качества. Значение нравственных качеств судьи в отправлении правосудия состоит в том, что они исключают субъективизм при принятии решения по делу, гарантируют формирование такого содержания знаний об обстоятельствах рассматриваемого дела, которое достоверно и получено в соответствии с требованиями закона.
Стержневыми качествами судьи, которые способствуют полноте, объективности и всесторонности исследования обстоятельств уголовного дела, постановлению законного и обоснованного приговора, являются честность, справедливость, принципиальность и объективность. Следует особо отметить последнее качество - объективность. Объективность выражается в беспристрастном отношении к делу, людям. Противоположные данному качества - пристрастность, предвзятость. Они особенно противопоказаны профессии судьи, ему необходимо от них избавляться.
Из других личностных свойств, необходимых судье, следует отметить терпеливость, скромность, рассудительность, уважение к закону, знание жизни, эрудицию, высокий уровень культуры, человечность. Эти, а также указанные выше свойства являются определяющими в структуре личности судьи[3].
Прокурору необходимы следующие психологические качества:
способность устанавливать и поддерживать эмоциональные контакты с участниками общения;
способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, мотивы поведения, психическое состояние;
доброжелательность, вежливость по отношению к людям, умение слушать, эмпатийность;
свободное владение вербальными, невербальными средствами общения;
умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения;
способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений;
развитый самоконтроль над эмоциями, настроением, стенический тип реагирования в психогенных ситуациях;
адекватная самооценка;
чувство юмора.
Негативные качества личности прокурора[4]:
замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях (интравертированность);
повышенные обидчивость, тревожность, легко ранимое самолюбие, конфликтность, избыточная агрессивность;
неадекватно завышенная самооценка;
недостаточное владение вербальными и невербальными средствами общения.
Глубина мышления, позволяющая понять сущность факта, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты происходящего.
Широта мышления – способность привлечь различные знания, охватить широкий круг вопросов из области теории и практики.
Мобильность и быстрота ума – способность к продуктивному мышлению в разнообразной обстановке, ускоренной оценке обстоятельств.
Самостоятельность мышления – способность ставить и находить пути решения задач без посторонней помощи.
Целеустремленность – несмотря на помехи, при решении определенной задачи, способность длительное время удерживать ее в сознании, последовательно и планомерно заниматься ее разрешением.
Критичность – склонность взвешивать предположения, отыскивая ошибки и искажения, раскрывая причины их возникновения.
Гибкость мышления – установка рассматривать явление с разных точек зрения, варьировать способы действия, перестраивать свою деятельность, изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой.
Сенситивность — повышенная нервно-психическая чувствительность к различным факторам внешнего воздействия.
Эмоциональная устойчивость.
Пониженный уровень тревожности, т.е, умеренная эмоциональная возбудимость в экстремальных ситуациях.
Сопротивляемость различным психотравмирующим условиям.
Толерантность — привыкание или устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям.
Способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения.
Доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника).
Другое по теме:
Междисциплинарное исследование понятия «семейный
конфликт»
Конфликт,
согласно этимологии понятия, предусматривает наличие противоречия, столкновения или противоборства интересов. В обществе всегда возникали различного рода конфликты между людьми: межличностные, семейные, социально классовые, гос ...
Восприятие лидера его группой
Лидер должен восприниматься как «один из нас». Изучение деловых биографий преуспевающих лидеров показывает, что лидер имеет определенные общие характеристики с членами группы. Поэтому он воспринимается как «один из нас», а не «пришелец». ...
Особенности развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст охватывает период жизни от шести до одиннадцати лет и определяется важнейшими обстоятельствами в жизни ребенка – его поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организ ...
Меню сайта