Логотерапия

Страница 1

Экзистенциальный подход к консультированию внутренне не однороден. Среди экзистенциалистов не существует единодушия по поводу того, как формулировать теорию, чтобы объединить их идеи относительно помощи другим. Экзистенциализм представлен в работах отдельных видных американских теоретиков, включая Сиднея Жорарда, Абрахама Маслоу,Ирвина Ялома, Ролло Мэя, Клеммон Вонтресс и Клара Мустакаса. Одним из известных теоретиков экзистенциального консультирования является Виктор Франкл (Frankl, 1962).

Виктор Франкл родился в 1905 году в Вене, в Австрии. В 1930 году он получил медицинскую степень, в 1949 году стал доктором философии в Венском университете. Франкл основал Центры консультирования молодёжи в Вене и руководил ими с 1928 по 1938 год.

Хотя Франкл был учеником Фрейда, под влиянием таких философов, как Хайдеггер, Шелер и Леган, в 1930-х годах стал интересоваться экзистенциализмом. Уже в 1938 году он приступил к формулированию своих идей относительно экзистенциального подхода к консультированию, используя термин логотерапия (греческое слово logo подразумевает поиск смысла).

Согластно Франклу, стремление к смыслу является центральным мотивом человеческого существования. Люди строят свою жизнь путём выборов, которые они делают. Даже в самих плохих ситуациях существует возможность принимать важные решения, касающиеся жизни и смерти, такие, как решения бороться за выживание. Экзистенциализм рассматривает человека как автора своей жизни: жизнь человека ограничена ровно настолько, насколько каждый сам ограничивает её. Люди ответственны за свой выбор, который они делают. Так, люди, высоко ценящие творчество, служение другим, дружбу, личностный рост очень эмоционально ощущают полное единение со всей вселенной. С другой стороны, те, кто предпочитает потакать своим слабостям, могут почувствовать свою ненормальность и никчемность. Они могут испытывать то, что Франкл (1959) назвал экзистенциальным вакуумом (ощущение, что жизнь потеряла всякий смысл). В экстремальных случаях у этих людей может развиться расстройство, названное Франклом ноогеническим неврозом (проявляющееся в ощущении бесполезности существования).

Франкл считал, что каждое время имеет свой невроз и каждое время должно иметь свою психотерапию. Современный невротический пациент страдает от невротической фрустрации, которая возникает от переживания человека, чувства бессмысленности собственного существования. Воля к смыслу является основной человеческой потребностью, а невозможность удовлетворения этой потребности ведёт к «неогенному» (духовному) неврозу. Следовательно, задача логотерапии – терапия духа – в обращении к специфическим человеческим феноменам, к его «ноэтическому», духовному началу. Психотерапия должна быть направлена не на симптомы, а на личность пациента, на его установки, на развитие высших духовных ценностей, которые сделают его свободными и естественными, способным принимать собственные решения. Реализация высших духовных ценностей избавят человека от «экзистенциального вакуума», позволят ему постигнуть истинный смысл собственного существования.

Таким образом, новый опыт, способствующий личностной интеграции, пациент приобретает за счет общения с другими людьми, с психотерапевтом и психотерапевтической группой. Осознавая собственные чувства и конечность человеческого существования, человек становится способным совершать тот выбор и принимать такие решения, которые увеличивают его жизненные возможности и являются наиболее «здоровыми».

Согласно Франклу, «смысл жизни постоянно меняется, но он никогда не исчезает» смысл выходит за рамки самоактуализации и существует на трёх уровнях: а) наивысший смысл (на уровне мироздания); б) смысл момента; в) общепринятый каждодневный смысл. Мы можем обнаружить смысл жизни тремя способами:

o Путём совершения поступка – то есть достигая цели;

o Путём переживания ценности (восторгаясь творениями природы, культуры и любви;

o Путём страдания – то есть занимаясь поиском собственного адекватного отношения к фатальной неизбежности.

Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни – врождённая мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Методические основы проведения лекции
Известно, что студенты нередко хорошо информированы о лекторе, еще не приступившем к чтению своего курса, да и о самом курсе. Если преподаватель читает свой курс ежегодно, то складывается определенное традиционное отношение аудитории, в и ...

Функции майнд – машин
Тренировка мозга: имитация богатой стимулами окружающей среды, увеличение длины дендритов, увеличение массы мозга, улучшение кровоснабжения мозга, нервные клетки предназначены для получения разнообразной сенсорной стимуляции. Это вы ...

Мотивы педагогической деятельности в исследованиях отечественных психологов
Мотивы поступления в педагогический вуз и выбора профессии педагога разнообразны, причем некоторые из них не соответствуют педагогической деятельности. Это обстоятельство давно беспокоит педагогическую общественность и вузы. По данным мно ...