Выделяют три сферы, в которых происходит становление человека как личности. Это — деятельность, общение, самосознание. В сфере деятельности происходит расширение ее "каталога", т.е. освоение человеком все новых видов деятельности, выявление и освоение наиболее значительных аспектов деятельности, их личностный выбор и на основе этого выбора — подчинение всех остальных видов деятельности этому главному, сосредоточение внимания на нем.
В сфере общения происходит расширение и углубление его связей, отмечаются различные личностные изменения. В сфере социализации осуществляется становление образа "Я" под влиянием включения человека в разные социальные группы.
При рассмотрении проблемы становления личности мы основываемся на методологическом положении Б.Г.Ананьева, согласно которому развитие личности, с одной стороны, «есть возрастающая по масштабам и уровням интеграция — образование крупных «блоков», систем или структур, синтез которых в определенный момент жизни человека выступает как наиболее общая структура личности, С другой стороны, развитие личности есть и все возрастающая дифференциация ее психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных свойств соразмерная прогрессирующей интеграции».
Теоретической основой концепции профессионального становления личности стали исследования личности и деятельности К.С.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Б.Ф-Ломова, Н.Н.Нечаева, Г.В.Суходольского, В.Д.Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы А.А-Бода-лева, Ю.М.Забродина, Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, А-К.Марковой, Л.М.Митиной, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чи- , стяковой.
Для теоретического анализа психологических проблем профессионального развития личности особый интерес представляют работы зарубежных ученых А.Маслоу, Дж.Сьюпера, Дж.Холланда,
На основе изучения работ данных исследователей были определены следующие концептуальные положения:
• профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность;
• ядром профессионального становления является развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности;
• процесс-профессионального становления личности индивидуально своеобразен, неповторим, однако в нем можно выделить качественные особенности и закономерности;
• профессиональная жизнь позволяет человеку реализовать себя, предоставляет личности возможности для самоактуализации;
• индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и ненормативными событиями, случайными обстоятельствами, а также иррациональными влечениями человека;
• знание психологических особенностей профессионального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю.
Методологической основой проектирования концепции стали принципы системного, личностно - деятельностного, событийного подходов к профессиональному становлению, гуманистическая теория самоактуализации и самореализации личности.
Ключевыми понятиями концепции являются «личность», «профессиональная деятельность», «профессиональное становление личности», «профессия» и "профессиональное самоопределение». Рассмотрим трактовку этих понятий.
В психологии существуют разные определения личности. В гуманистических психологических концепциях личность — это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.
Психологи биогенетической ориентации рассматривают личность как индивида, обладающего определенными антропогенетическим и свойствами (задатками, темпераментом, биологическим возрастом, полом, типом телосложения, нейродинамическими свойствами мозга и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе.
Представители социогенетической ориентации трактуют личность сквозь призму социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации, формирования социального и национального характера.
Ученые персоногенетической ориентации анализируют личность в процессе ее самореализации, личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. Большое значение придается активности личности, ее творческой направленности, индивидуальности.
Другое по теме:
Особенности переживания ребенком развода родителей
Ребенок переживает из-за малейшей ссоры родителей, боясь ее последствий и повторения [4]. Потрясения, гнев, грусть, страх, подавленность – это только некоторые из тех сильных ощущений, которые испытывают дети после того, как узнают, что и ...
Установки.
Для описания и объяснения поведения личности часто используют термин «установки», совокупность которых рассматривают как неотъемлемую составляющую внутренней сути личности. Установки диктуют человеку ориентиры в окружающем его мире, спосо ...
Особенности организации и проведения исследования
Исследование учебной мотивации старшеклассников проводилось на базе школы №1 в городе Ханты-Мансийске.
В качестве объекта исследования рассматривалась мотивация одобрения и ее влияние на качество учебной деятельности в школьной среде.
П ...
Меню сайта