Типологии личности по акцентуациям характера.

Психологические материалы » Личность и поведение » Типологии личности по акцентуациям характера.

Страница 2

7. Застревающий тип. Люди с таким типом акцентуации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть поражений, критики и упорно «сводят счеты» со своими обидчиками. Склонны к несговорчивости и затяжным склокам. В конфликте чаще всего бывают активной стороной и четко определяют для себя круг врагов и друзей.

Застревающие типы хорошо себя проявляют в сложной творческой работе, дающей им ощущение независимости и возможность проявить себя.

8. Педантичный тип. Эти люди на службе способны замучить посетителей формальными требованиями, «крючкотворством», своей чрезмерной аккуратностью. Предпочитают профессии, связанные со стабильной, привычной «бумажной работой». Лица педантического типа «тянут» с решением даже тогда, когда стадия предварительного обдумывания окончательно завершена.

В профессиональной деятельности педантическая личность проявляет себя положительно, так как выполняет работу очень добросовестно. На такого работника всегда можно положиться: ему всегда доверяют работу, при выполнении которой необходимы большая точность, тщательность.

9. Тревожно-боязливый тип. Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным фоном настроения, робостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомневаются в правильности своих действий. В конфликты они вступают редко и играют пассивную роль. Достаточно противнику выступить поэнергичнее, как люди с тревожно-боязливым темпераментом стушевываются. Поэтому тревожные типы отличаются робостью, склонностью к меланхолии. Таким людям нельзя быть руководителями, принимать ответственные решения, так как им свойственны бесконечное переживание и взвешивание своих слов и поступков.

10. Экзальтированный тип. Люди с таким типом акцентуации имеют очень изменчивое настроение, реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Экзальтированные личности одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Конфликты экзальтированных артистических натур с жизнью часто происходят из-за слишком большой чувствительности, «проза» жизни, ее подчас грубые требования им не по плечу. Их среда существования - это сфера искусств, художественные виды спорта, профессии, связанные с близостью к природе. Этот тип характера встречается у лиц меланхолического темперамента.

В рассмотренной типологии акцентуации связаны, как правило, с пограничными формами дизадаптации личности. Как любая типология она не может охватить все многообразие поведенческих реакций людей. Даже сам К. Леонгард отмечает: «Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность, и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека. Колебания здесь наблюдаются в двух направлениях. Прежде всего, особенности застревающей или педантической, или гипоманиакальной личности могут быть выражены в человеке столь незначительно, что акцентуация как таковая не имеет места, можно лишь констатировать отклонение от некоего «трафаретного» образца. Особенно ярко это выражено при определении тех или иных свойств темперамента, представляющих все промежуточные ступени его видов вплоть до почти нейтральной. Акцентуация всегда в общем предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной» [15, 37].

Вывод: характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Сущность понятия «креативность»
Об обширности ума следует судить лишь по изобретательности и количеству мыслей, которые два человека извлекают из одной и той же вещи. Клод Адриан Гельвеций В обыденном сознании понятия «умный» и «сообразительный» выступают почти ...

Понятие мотивации достижения
Генри Мюррей, один из основоположников направления исследований мотивации достижения, определял потребность в достижении как желание или тенденцию «преодолевать препятствия, проявлять силу, стремиться делать что-то трудное или делать что- ...

Дискурс как предмет лингвистического изучения
Анализируя компьютерный дискурс, необходимо уточнить содержание понятия "дискурс", определить его природу и основные характеристики, а также выяснить отношения данного термина к смежным понятиям “текст” и “речь”. В современной ...