Понятие профессионального самоопределения

Страница 2

При этом необходимо иметь ввиду несколько обстоятельств. Во-первых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Во-вторых, особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Это значит, что человеку надо стремиться овладевать не одной профессией, а несколькими смежными профессиями. И в-третьих, сам человек не есть нечто застывшее и навечно связанное с профессией. В течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию.

По мнению Н.В. Самоукиной, выбор профессии – это процесс принятия молодым человеком решения относительно получения социально значимого результата: вступления во взрослую жизнь в качестве работника, участника общественного труда. Профессиональное самоопределение может совпадать с выбором профессии, если молодой человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, устремлениями и способностями. Выбор профессии не совпадает с процессом профессионального самоопределения в тех случаях, если молодой человек «выбирает» профессию случайно, например по фактору близости работы к месту жительства, общественной моды на данную профессию, по знакомству и прочее [25, c.51].

Профессиональное самоопределение может быть описано в виде длительного процесса развития отношений человека к своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности или профессионалу. Динамика профессионального самоопределения молодого человека есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям. Процесс профессионального самоопределения – это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций; действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии; действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки. Следовательно, содержанием активного самоопределения выступают процессы самопознания, самооценивания и саморазвития.

Об активном профессиональном самоопределении можно говорить тогда, когда в деятельности человека преобладает достижение поставленных целей, а условия социальной и профессиональной ситуации преобразуются и учитываются в соответствии с поставленными целями [26, с.114].

Е.А. Климов считает глубоким заблуждением мнение, согласно которому профессиональное самоопределение – это однократный акт принятия решения, или кратковременный процесс, или процесс, который желательно предельно ускорить или сократить. Он полагает, что процесс принятия окончательного решения старшеклассником о выборе профессионального учебного заведения может представляться однократным и даже мимолетным, но это лишь кажущаяся мгновенность событий. На самом деле они осуществляются по формуле: «мгновения плюс вся предшествующая жизнь». У старшеклассника в течение предшествующих лет сложились и определенные отношения к разным областям труда, и представления о многих профессиях, и самооценки своих возможностей, и ориентировка в социально-экономической ситуации, и представления о «запасных вариантах» выбора профессии.

Профессиональное самоопределение уместно понимать в общем виде как деятельность человека, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда [6, с.40]. Счастье на профессиональном пути надо видеть не в том, чтобы как можно быстрее погрузиться в некое «логово» и сделать его привычным, а в том, чтобы достигать все новых целей в области совершенствования своей деятельности. Поэтому правильно думать не о единственном выборе профессии, а об очень интересной, увлекательной активности по постоянному проектированию и реальному построению своего профессионального трудового пути, ни один выбор на котором не будет роковым, если приложить ум и волю [6, с.388].

Выбор профессии – это во многом выбор между стратегией адаптации человека через подчинение среде, с одной стороны, и стратегией высвобождения внутренних ресурсов развития личности, включающих способность решать ценностно-нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде, - с другой [10, с.37]. Поэтому профессиональное развитие на разных этапах жизнедеятельности человека является то результатом, то средством развития личности.

Н.С. Пряжников выделяет следующие типы профессионального самоопределения: 1) самоопределение в конкретных трудовых функциях, операциях, когда человек существенно ограничен рамками своей деятельности, но здесь возможны настоящее мастерство и нахождение определенных смыслов труда; 2) самоопределение в рамках определенного трудового процесса, где возможности самореализации несколько расширяются. Однако рамки деятельности еще недостаточны для более полноценного самопроявления и саморазвития; 3) самоопределение в рамках специальности, которая позволяет человеку выбирать не только конкретные места работы, но и различные организации при сохранении своей основной специальности; 4) самоопределение в профессии позволяет человеку маневрировать в рамках смежных специальностей [18, с.83].

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Общепрофессиональная подготовка учителей в системе высшего образования
Педагог, как и любой человек, осознанно или неосознанно всегда оценивает принятое им решение. В процессе осознания собственных действий учитель получает информацию об эффективности выбранной модели поведения. Феномен рефлексии в последние ...

Методы исследования механизмов психологических защит
Одним из наиболее применяемых методов исследования механизмов психологических защит в настоящее время является методика "Индекс жизненного стиля" - личностный опросник, предназначенный для диагностики механизмов психологической ...

Мотивация профессиональной педагогической деятельности
Основное содержание исследовательской работы посвящено раскрытию понятия мотивации как психологической категории. Хотелось бы рассмотреть вопрос, связанный с профессиональной мотивацией подростков, окончивших среднюю школу и являющихся ст ...