Личностные особенности больных сердечнососудистой системы и желудочно-кишечного тракта

Психологические материалы » Личностные особенности психосоматических больных » Личностные особенности больных сердечнососудистой системы и желудочно-кишечного тракта

Страница 4

В глубине души язвенный больной бессознательно стремится к защищенному существованию маленького ребенка. Он тщательно скрывает эту зависимую установку от самого себя и подавляет ее, так что она не находит своего выражения в открытом поведении и в личных отношениях. Подавленное желание любви – это бессознательный психологический стимул, непосредственно связанный с физиологическими процессами, ведущими в итоге к образованию язвы. Это желание является причиной благотворного влияния лечения отдыхом, во время которого больной освобождается от постоянной ответственности и ежедневной борьбы. После того как симптоматика становится угрожающей или происходит кровоизлияние, больной может, открыто выразить желание снять с себя ответственность, и тогда ему уже не нужно больше подавлять в себе это желание. Серьезное органическое заболевание как бы оправдывает такую слабость.

Если желание получить, быть любимым, зависеть от других отрицается взрослым «эго» или фрустрируется внешними обстоятельствами, не находя удовлетворения в контактах с людьми, то может возникать регрессия: желание быть любимым преобразуется в желание быть накормленным.

(Старшенбаум Г.В., 2005.)

Стиль питания есть отражение аффективных потребностей душевного состояния человека; последнее, в свою очередь, находится под его воздействием. При этом нельзя пройти мимо тесной связи тем любви и питания. Это нашло отражение в многочисленных бытовых оборотах – говорят о любовном голоде, о том, что любовь идет через желудок или, что кого-то готовы «прямо-таки съесть». Наш орган приема пищи, рот, остается одновременно пожизненным слугой нежности и любви. Эта связь питания и любви прослеживается вплоть до ранних фаз развития.

Кауфманн обратил внимание на то, что различные средства питания указывают на определенные особенности структуры потребностей. В капитальной работе он классифицировал пищу относительно ее психологического фона. Так, он различает пищу с компонентами уверенности, вызывающую чувство защищенности (напр., молоко); пищу с магическим действием, дающую физическое укрепление (бифштекс, кровяная колбаса); пищу, подчеркивающую социальный статус (икра и прочие редкости); пищу взрослых, которая запрещена для детей (кофе, пиво, вино) и пищу, означающую благодарность или вознаграждение (например, сладости). (Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф., 1996.)

Миллер Экхарс удачно заметил, что многие женщины ищут в кондитерских изделиях те сладости, которых им не хватает в любви. Поэтому страсть к лакомствам часто занимает место самовознаграждения на фоне скуки и недостатка любви. Прием пищи находится не только в тесной связи с потребностью в любовной заботе, он является коммуникативным процессом.

По мнению С.М. Сальникова, возможной причиной развитии заболевания могут являться условия труда, требующие длительного напряжения психической активности человека. Основное значение при этом имеет несоответствие психических возможностей, внутреннего ритма психической активности ритму, задаваемому условиями профессиональной деятельности. Подобная ситуация наблюдается и при развитии язвенной болезни в детском возрасте, когда имеет место несоответствие между возможностями ребенка и предъявляемыми ему требованиями. (Кулаков С.А., 2003.)

В многочисленных работах показано изменение отдельных функций желудка в условиях психологического дискомфорта. Г. Энгел нашел, что напряжение, беспокойство, тревога, чувство обиды, негодования и гнева почти всегда сопровождается увеличением секреции соляной кислоты и пепсина. Одновременно выявился гиперкинез желудка. Подобные реакции наблюдались и у здоровых лиц, но у больных язвенной болезнью был выражены резче.

С. Волф и Х. Волф при изучении динамики показателей секреции и изменения состояния слизистой желудка через фистулу определили относительно специфические сдвиги в условиях провоцирования различных психологических состояний. Реакции агрессивного типа (враждебность, негодование, ярость) сопровождались развитием гиперемии слизистой, появлением кровоточащих эрозий и повышением секреции, тогда как пассивные реакции (тревога, обида) сочетались с побледнением слизистой, уменьшением секреторной и моторной активности желудка. (Губачев Ю.М., Стабровский Е.М., 1981.)

Изучение М.В Черноруцким личностных особенностей больных язвенной болезнью определяет как наиболее частое качество их повышенную эмоциональную возбудимость и склонность к эмоциям тревоги, опасения и страха. Именно это качество реагирования определяется чертами личности, выявлен у больных другими авторами: тщеславием, ранимостью, впечатлительностью и робостью по Ф. Александеру, развитой психоастеничностью в сочетании со стремлением к самоутверждению и честолюбием, мнительностью при склонности к ипохондризации и замкнутости по И.Ф. Лорису. Астенические личностные черты нередко сочетаются у больных язвенной болезнью с повышенной самооценкой, ответственным отношением к своим обязанностям, прямолинейностью в демонстрации развитого чувства долга, утрированной приверженностью морально – этическим стандартам по В.П. Белову и Т.А. Немчину.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Отрицательное влияние группы на личность
Если о положительном воздействии группы на индивида (коллектива на личность) много и хорошо написано и педагогической, социологической и психологической литературе, то о фак­тах отрицательного воздействия известно немного. Во всяком случа ...

Управление конфликтами и стрессами в коллективе
Управление конфликтами и стрессами является одной из важнейших функций руководителя. От того, насколько благоприятнее взаимоотношения между работниками, зависит результат деятельности организации в целом. Конфликт в организации – это отк ...

Кризис трех лет
Кризис трех лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение устоявшейся системы социальных отношений, кризис выделения своего "Я". Кризис трех лет в концепции ...