Б.М.Теплов [18] предложил три эмпирических по сути признака способностей, которые и легли в основу данного определения, наиболее часто используемого специалистами:
1) способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;
3) способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.
Рассмотрим также и различные классификации способностей.
В.Д. Шадриков разделял способности соответственно познавательным процессам: мыслительные, восприятия, памяти и так далее [19]. По Шадрикову, способностей, отнесённых к конкретным видам деятельности (музыкальных, актёрских и прочих способностей), не существует.
Другой точки зрения придерживается Д.Н. Завалишина [2]. Она разделяет способности на следующие виды:
1) общие способности, которые представляют собой систему индивидуальных свойств личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Наличие общих способностей обусловлено как врождёнными задатками, так и всесторонним развитием личности в течение жизни;
2) специальные способности, под которыми понимается такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и тому подобных.
Б. В. Ломов [8], выделявший три функции психики: коммуникативную, регуляторную и познавательную, подобным образом делил и способности на:
1) коммуникативные;
2) регуляторные;
3) познавательные.
А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал «общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели» [2 , 65].
Б.В. Ломов утверждал, что регуляторные способности с одной стороны, позволяют отражать воздействия внешней среды, адаптироваться к ней, а с другой – регулировать этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения [8].
В свою очередь, В.Н. Дружинин подразделял познавательные способности на интеллект, обучаемость и креативность [2]. Дадим определения каждому из этих компонентов.
Новейший психологический словарь предлагает понимать интеллект как мыслительную способность человека: «индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и так далее… определённый уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать всё новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности» [14 , 169].
Обучаемость в уже упомянутом источнике трактуется как «индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения» [14 , 323].
Наконец, креативность в Новейшем психологическом словаре определяется как «способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» [14 , 228]. Остановимся на этом классе способностей подробней.
Дж. Гилфорд считал основой креативности операции преобразования, импликации и дивергенции, при которых задействован дивергентный тип мышления, допускающий варьирование путей решения проблемы и приводящий к неожиданным выводам и результатам [6].
Другое по теме:
Деятельность. Структура деятельности
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы ма ...
Дискурс как предмет лингвистического изучения
Анализируя компьютерный дискурс, необходимо уточнить содержание понятия "дискурс", определить его природу и основные характеристики, а также выяснить отношения данного термина к смежным понятиям “текст” и “речь”.
В современной ...
Метод психологической экспертизы
Метод экспертного исследования является, наряду с предметом, важнейшей отличительной чертой вида экспертизы.
При производстве психологической экспертизы используется метод психологического исследования, при помощи которого изучаются меха ...
Меню сайта