Проблема взаимоотношений классного руководителя и лидера в классном коллективе является сложной и многогранной. Нельзя однозначно определить, где начинаются функции руководителя, а где – лидера. Определенность вносится лишь на уровне макро- и микросоциума. При разделении этих уровней становится очевидным, что лидер и руководитель решают, разные задачи. Функционирование группы на уровне макросоциума приводит к вычленению формальной структуры класса. Класс представляет собой «наложение» формальной и неформальной структур. Глава формальной структуры называется руководителем. Во главе неформальной структуры стоит лидер.
Основная функция лидера состоит в определении ведущих норм и ценностей данного коллектива, прокладывании стратегий решения групповых задач, в том числе и возрастных. Руководитель реализует свои основные функции в том, что выступает агентом социализации, ориентирует детей на общественные нормы и правила, подает пример, задает образцы поведения, осуществляя таким образом связь с общественными институтами и организациями.
Для того, чтобы классный коллектив функционировал нормально, лидеру и классному руководителю необходимо находиться в позитивных взаимоотношениях, понимать друг друга, представлять задачи друг друга. Важным фактором взаимодействия и взаимоотношений лидера и классного руководителя является психологический климат коллектива. Взаимоотношения лидера и руководителя подчиняются межличностным закономерностям, на них распространяются законы межличностного восприятия и оценивания. Взаимоотношения лидера и руководителя более тесные, чем руководителя и других членов группы. Тесные взаимоотношения означают, что стороны оценивают их как позитивные, глубокие, выражают высокую степень удовлетворенности ими.
В своем исследовании мы использовали методику «Измерения взаимоотношений между тренером и спортсменом». Видоизменив ее, мы получили положительные результаты не в спортивной группе, а в классном коллективе. Применение этой методики, видимо, возможно в школе вообще. Ученики, занимающие высокие посты в формальной структуре класса, отличаются наилучшими отношениями с классным руководителем, являются классными лидерами. В исследованном нами классе наблюдается достаточное совпадение формальной и неформальной структур, что позволяет классному руководителю эффективнее работать с классом.
Исследованная нами тема, чрезвычайно интересна и практически полезна. В перспективе, мы планируем продолжить исследования лидерства и руководства в классах, спортивных группа, группах по интересам.
[1] Г.М.Андреева. Социальная психология. – М., 1998, с.267
[2] Р.Л.Кричевский. Синтетический подход к иследованию лидерства//Вопросы психологии, 1977, №6, с.87
[3] М.И.Еникеев. Общая и социальная психология. – М., 2000, с.416
[4] Н.П.Аникеева. учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983, с.36
[5] Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1996, с.322
[6] Там же, с.323
[7] Н.П.Аникеева. учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983, с.37
[8] А.С.Макаренко. Педагогическая поэма.Собр. соч.Т.1 – М., 1957, с.174-175
[9] Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998,
[10] М.И.Еникеев. Общая и социальная психология. – М., 2000, с.433
[11] Н.П.Аникеева. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983, с.6
[12] Немов Р.С. Психология. В 3 кн Кн. 1 - М , 2003 , с.550
[13] Дубовская Е.М. Руководство малой группой. Социальная психология: Хрестоматия:/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М., 2003, с.278
[14] Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – М., 1984, с.73
Другое по теме:
Особенности переживания ребенком развода родителей
Ребенок переживает из-за малейшей ссоры родителей, боясь ее последствий и повторения [4]. Потрясения, гнев, грусть, страх, подавленность – это только некоторые из тех сильных ощущений, которые испытывают дети после того, как узнают, что и ...
Лидер в коллективе
Понимание. Успешно действующие руководители высшего уровня обладают высокой восприимчивостью, отличаются развитой интуицией. Им присуща способность, которую можно назвать "проворством в уличной толчее".
Способность брать управл ...
Методы оценки деловых и личных качеств руководителя
на процесс управления
Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинс ...
Меню сайта